В Самарской филармонии выступили суфийские музыканты Nizami Brothers
Традиция каввали существует более семи веков. Ритуальная музыка вводила слушателей в состояние религиозного транса — ваджд. Во время праздников у гробниц суфийских шейхов и святых звучали мужские голоса под аккомпанемент индийской гармоники, табла, мриданга. Они проговаривали нараспев строчки из духовной поэзии про любовь к божественному. Часто исполнение каввали сопровождалось танцами дервишей, достигавшим религиозного экстаза под звуки повторяющихся поэтических строк. Завораживающая музыкальная традиция из Северной Индии на один день зазвучала и в Самаре. В честь 70-летия дипломатических отношений России и Индии в рамках фестиваля "Намасте, Россия!" в филармонии выступила группа Nizami Brothers. Помимо Самары носители традиций суфийской музыки повезут свою культуру еще в Казань и Уфу. В день выступления музыкантов, 13 июня, Самарскую филармонию заполнил отряд постоянных посетителей, привыкших ходить сюда на все концерты, и небольшая группа редких гостей академического музыкального храма, хорошо знакомых с индийской культурой. "Традиционалистов" начало сносить из зала с первыми волнами музыки, поклонники Индии же с трудом могли усидеть в тисках кресел, и демонстрировали удивительные попытки "подтанцовывать" дервишам. В это время на сцене на небольшом помосте сидело восемь музыкантов, выдававших немыслимую для филармонии "стену" плотного звенящего звука. Мужское многоголосье вместе с национальными инструментами пыталось нести настоящие традиции североиндийской культуры, стирая болливудские стереотипы. Одна композиция длилась в среднем 10 минут и заканчивалась затихающей повторяющейся строчкой. В середине исполнения на сцену выплывали четыре дервиша, вознося руки вверх и воздавая хвалу божественному. Иногда во время композиций проговаривались религиозные стихи. Попытка поговорить с залом на английском языке как всегда в Самаре не увенчалась успехом. Зато в конце программы, когда музыканты стали повторять строчки "Я люблю Россию. Я люблю Индию", зал возрадовался. Многие зрители в этот день пришли в Филармонию не столько ради музыки, сколько ради танцев дервишей, представляя кружащихся по своей оси в течение 10 минут мужчин в белых одеждах. Но знаменитое суфийское кружение гости концерта не увидели. Как любое религиозное действие, стиль каввали систематичен и имеет тенденцию постоянного повторения. Поэтому довольно логично, что каждая композиция имела одинаковую структуру, а танец менял разве что рисунок, но не движения. Цель каввали — приблизить Творца и творение через состояние религиозного экстаза с помощью полифонии многоголосья и ритмичной музыки. Что угодно, но скучно в филармонии в этот вечер точно не было. За более чем 700 лет традиция каввали стала более светской. Еще в 90-х годах прошлого века популярный исполнитель каввали Нусрат Фатех Али Хан сотрудничал с такими популярными музыкантами, как Трент Резнор и Питер Гэбриел. Самобытный и яркий стиль исполнения, вводящий слушающего в транс, пришелся по нраву западному миру. Но услышать его в Самаре большая редкость и удача. Другой момент, что к нему нужно быть готовым. Индия преподнесла Самаре довольно экзотический подарок, достойный большой благодарности.