Из аристократов – в колхозники. Жизнь и судьба актера Петра Вельяминова

Исполнив главные роли в культовых фильмах советского времени «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», он стал знаменитым на всю страну. Казалось, что жизнь известного актёра была вполне благополучной. Однако в ней переплелись всенародная слава, заключение в лагерях, разлука с близкими. SPB.AIF.RU вспоминает о непростой судьбе актёра и его лучших работах. Потомок аристократов Мало кто знает, что Пётр Вельяминов, сыгравший председателя колхоза и коммуниста, на самом деле потомок аристократов. Одно время артист был даже вице-предводителем Дворянского собрания России. Эту почётную должность он занимал по праву, ведь Вельяминовы – московские бояре. В 2027 году этому старинному боярскому роду, ведущих отсчёт со времён Ярослава Мудрого, исполнится 1000 лет. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет двоюродного деда Петра Сергеевича – Ивана Александровича Вельяминова – генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Их родовое поместье находилось в Рязанской губернии. В Марьиной Роще есть Вельяминовская улица, а под Москвой – деревня Вельяминовка. Однако родным городом для коренных москвичей стал Петербург. «Здесь отец окончил кадетский корпус и ушёл на Первую мировую войну, здесь похоронены мой дед и прадед, здесь погиб в блокаду дядя», – рассказывал актёр. «Сначала посадили – потом наградили» Советская власть не простила Вельяминовым аристократического прошлого. Когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии отправили на строительство Беломорканала. Это при том, что он полностью перешёл на сторону революции и воевал в Красной Армии. А 31 марта 1943 года арестовали и Петра Вельяминова — 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный. За что? Официально за участие в «антисоветской организации», которой в помине не было. А на самом деле, как цинично сказал один из следователей, «яблоко от яблони недалеко падает»... «Всё произошло буквально через несколько дней на Манежной площади, – вспоминал впоследствии народный артист. – Меня привезли на Лубянку. Там раздели и постригли. Следователь кричал на меня, а потом... ударил. Это был первый шок, потому как со мной в жизни никто так не обращался. Затем повели в помещение и выдали рюкзак с домашними вещами. Только тогда я понял, что меня отсюда уже не выпустят. И заплакал...». Подросток попал на Урал на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников. Работал на лесоповале бригадиром плотников, нормировщиком. Был он уже совсем без сил — весил всего 47 килограммов. С дистрофией парнишку поместили в лазарет. И здесь ему повезло. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась с Петром в одной школе. Благодаря этой женщине он тогда и выжил. Впоследствии, когда артиста от имени государства не раз награждали орденами и медалями, он горько шутил: «Сначала посадили – потом наградили». К счастью, девять лет лагерей, отнявших его юность, молодого человека не сломили. Освободившись в 1952-м он, не имея актерского образования, устроился в драматический театр Абакана. «Я актер без образования. Мой театральный университет – лагерь, где учился я театральному мастерству», – писал актёр. Из-за ограничений паспортного режима он не мог жить в столице, колесил по глубинке, провинциальным театрам страны, где имел успех. Лишь 16 лет спустя ему удалось увидеться с родной сестрой Ириной. «Особенно понравились глаза» Судьбу перевернул 1971-ый год, когда Вельяминов снялся в кино. «Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели его в Свердловском театре, в жуткой пьесе «Кандидат партии», состоящей из лозунгов и трескучих фраз, – вспоминал режиссёр фильма «Тени исчезают в полдень» Валерий Усков. – Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза». После премьеры картины на Вельяминова, обрушилась всесоюзная слава. В 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр «Современник». В этом же году его ждал ещё один успех. В героико-приключенческом фильме «Командир «Счастливой Щуки» он сыграл главную роль – командира подводной лодки Алексея Строгова. Именно тогда актёр решил оставить театр и полностью посвятить себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки. С 1974 года он стал артистом театра-студии киноактера. А в 1984-м, через тридцать два года после освобождения, Петр Сергеевич, наконец, был реабилитирован. С 1995-го он жил и работал в Петербурге, играл в Академическом театре комедии им. Н.П.Акимова, преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права на кафедре актёрского мастерства театрального факультета. Пётр Вельяминов умер от пневмонии 14 июня 2009 года. В том, что он ушёл так рано, сказались и переживания, трагические страницы его жизни. Похоронен народный артист на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Пять лучших фильмов Петра Вельяминова «Тени исчезают в полдень», 1971 г. В картине Вельяминов исполнил главную роль председателя колхоза Захара Большакова. Для него эта работа стала «звёздным часом». Он настолько вжился в образ, что по всей стране его стали воспринимать как родного. На встречах зрители спрашивали, как сеять, управлять. Один из первых советских сериалов так понравился публике, что впоследствии его называли не иначе как «народный телероман». В 1976-м Петру Вельяминову, в том числе за работу над картиной, было присвоено звание заслуженный артист России. «Командир «Счастливой Щуки», 1972 г. Сюжет фильма построен на основе реальных событий, которые произошли во время Великой Отечественной на Северном флоте и базе в Полярном. И хотя образ лодки Щ-721 и её экипажа считается собирательным, Пётр Вельяминов, сыгравший роль капитана Алексея Строгова, воплотил черты многих реальных отважных командиров. Поставленное задание он выполнил ценой собственной жизни... Картина стала одной из самых любимых на флоте, а Пётр Вельяминов - своим среди моряков. Так он до последних дней жизни являлся почётным членом клуба подводников в Петербурге. Здесь до сих пор хранятся фотографии, впечатления очевидцев об этих встречах. «Вечный зов», 1973 г. В ленте, где на протяжении полувека показана история семьи Савельевых, Вельяминов исполнил роль Поликарпа Кружилина. Когда актёра спрашивали, как он после всего пережитого мог играть идейного коммуниста, актёр отвечал так: « Среди коммунистов я встречал разных людей. Одни были подлецами, другие — высокоморальными людьми. Мне чаще попадались последние. Поэтому и в кино создавал то, во что верил. А партийная принадлежность моего Кружилина из «Вечного зова» меня не волновала. Чувство собственного достоинства Кружилина, его порядочность давали мне право играть этого человека». За исполнение этой роли Петру Вельяминову в 1979-м была присуждена Государственная премия СССР. «Пираты XX века», 1979 г. Многие критики называют фильм «первым советским кинобоевиком». Вельяминов здесь продолжает морскую тему и играет роль Ивана Ильича – капитана сухогруза «Нежин», который захватывают пираты. Премьера состоялась 14 июля 1980-го и только за первый год картину посмотрели 90 млн. человек. А на следующий год число зрителей достигло 120 млн. Таким образом, фильм стал самым кассовым (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката. «Возвращение резидента», 1982 г. В картине Вельяминов играет Петра Лукина, генерала КГБ. А вот главную роль резидента Михаила Тульева исполняет Георгий Жжёнов. В фильме сначала они противостоят друг другу, однако в реальности у актёров были похожие судьбы. Жжёнов, как и Вельяминов, был арестован, причём дважды. Сначала в 1938-м по обвинению в шпионаже он получил пять лет Колымы, затем – в 1949-м сослан в Норильск. Полностью Георгия Жжёнова реабилитировали только в 1955-м. Общие переживания очень сблизили актёров с такой непростой, трагической, но всё же счастливой судьбой.

Из аристократов – в колхозники. Жизнь и судьба актера Петра Вельяминова
© АиФ Санкт-Петербург