Национальная политика начинается с муниципалитета
Об этом говорили в Совете Федерации на совещании, которое Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел совместно с генпрокуратурой РФ В России, которая является одним из крупнейших многонациональных государств (на территории страны живут представители 193 национальностей), нет двух регионов с одинаковыми проблемами в сфере межнациональных отношений. Понятно, что в Архангельске и Дагестане (в этом субъекте, к слову, на территории одного села могут проживать до 17 разных народностей) задачи у местных властей совершенно разные. В то же время существует единая для всех регионов программа, которую определяет действующий при Президенте РФ Совет по межнациональным отношениям и Стратегия государственной национальной политики до 2025 года. Три года назад, когда муниципальным образованиям передали вопросы национальной политики, планировалось, что каждое из них примет свою индивидуальную программу, где частные проблемы будут решаться исходя из принципов стратегии. Такой документ, как показала проверка Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), утвердили в 36 субъектах. Даже в Москве до сих пор не принята целевая программа, определяющая политику мегаполиса в области межнациональных отношений. Причем работа 16 муниципальных образований признана ФАДН неудовлетворительной из-за того, что в них вообще ничего не делается для профилактики и противодействия межнациональным конфликтам. А это, предупреждают в агентстве, чревато появлением прямой террористической угрозы. «Стабильность в межнациональных отношениях — это не пассивный процесс, а результат усилий власти и бизнеса», — подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Андрей Меженько. По его мнению, первым шагом на пути к этому должна стать региональная стратегия, определяющая политику муниципалитета в сфере межнациональных отношений. И 1 июля в Госдуму будет внесен разработанный Правительством РФ законопроект, который обяжет каждый субъект Федерации принять такой документ. Его исполнение будут контролировать ФАДН и Генпрокуратура. Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук напомнил, что в одном из посланий Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин призвал уйти от «палочной» системы оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов (КНО). Такая работа, по словам сенатора, проделана, принят ряд федеральных законов по совершенствованию деятельности КНО, благодаря чему удалось переориентировать главный критерий оценки с количества выявленных нарушений на результат. В октябре 2013 года органы МСУ муниципальных районов и городских округов получили целый ряд полномочий в сфере межнациональных отношений. Среди них разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержка и развитие языков и культуры народов РФ, реализация прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактика межнациональных конфликтов. «Большинство муниципалитетов уже отредактировали свои уставы с учетом этих изменений. Нормы федеральных законов действуют более трех лет, и пора проанализировать, как, во-первых, органы МСУ осуществляют эти полномочия, а во-вторых, как осуществляется сам контроль за их деятельностью в сфере межнациональных отношений», — подчеркнул Степан Киричук. В октябре 2013 года органы МСУ муниципальных районов и городских округов получили целый ряд полномочий в сфере межнациональных отношений» Еще одна проблема, которая, согласно данным мониторинга, проведенного агентством в 85 российских регионах, мешает муниципалитетам выполнять возложенные на них полномочия в сфере межнациональной политики, — дефицит квалифицированных специалистов в этой области. Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов заметил, что решать проблему кадрового голода следует, заручившись поддержкой Минобрнауки. «Нужно открывать новые кафедры, может быть, выйти на какой-то хороший вуз, который бы специализировался именно на тематике национальных, межнациональных отношений и готовил профессионалов в этой области,- убежден парламентарий. Сейчас, привел пример депутат, около десяти языков малочисленных коренных народов находится на грани исчезновения, еще столько же — рядом с этой гранью. И без вмешательства министерства сохранить их не удастся. В связи с этим он предлагает создать при Минобрнауки отдельный департамент, который занимался бы проблемой сохранения языков малых народностей. Как показывает практика, представители разных народов мирно уживаются и не конфликтуют в тех городах и поселках, где власти успешно сотрудничают с общественными организациями и религиозными конфессиями, делегируя им некоторые свои полномочия, например по организации детского досуга. Один из наиболее многонаселенных российских регионов — Волгоградская область, где проживают русские, казахи, киргизы, татары, народности Северного Кавказа, турки-месхетинцы, корейцы и другие народности. «Сколько себя помню, представители разных народов всегда жили здесь в мире и согласии», — делится первый зампредседателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, бывший мэр Волгограда Ирина Гусева. Одним из важнейших решений на посту градоначальника она считает создание при мэрии комитета по национальным отношениям и проведение межнационального форума «Дом Дружбы», в ходе которого встречаются и сообща решают городские проблемы представители всех проживающих на территории муниципального образования конфессий. «Очень важно, чтобы в таком многонациональном регионе люди имели возможности для сохранения традиций, изучения родного языка, общения как с единоверцами, так и с представителями других диаспор, — считает депутат, отмечая, что если власти подходят к решению всех этих вопросов не формально, а системно, то и отдача колоссальная. — В нашей области не было проблем с хиджабами и другими религиозными атрибутами. Представители диаспор не требуют разрешения изучать в школе Библию, Коран или Ветхий Завет, потому что в каждом районе есть церковь, мечеть или молельный дом. А вот помочь с выделением земельного участка и ремонтом таких объектов как раз задача муниципалитета… Сейчас, когда у муниципальных образований появилась нормативно-правовая база и финансирование, такая работа на земле даст еще больший результат».