Клипмейкер Миронова: по грузинскому кино можно учиться снимать
Известный российский режиссер-клипмейкер, сценарист, продюсер, автор книг и телеведущая Ирина Миронова во время посещения Грузии рассказала в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия о том, что ее привело в эту страну, что она думает о грузинском кинематографе и каков будет ее дебют в большом кино. - Здравствуйте, Ирина! Что привело популярного российского клипмейкера в Грузию? — Цель очень приятная. Я приехала с подругой, с певицей Эммой М, очень модной и набирающей обороты. У Эммы в Тбилиси прошел успешный концерт. Я снимала клип для ее песни "Ключи от сердца". У меня много друзей и коллег из Грузии, с которыми мы плодотворно работаем в Москве. Половина моей съемочной группы родом из Грузии. Один из моих любимых операторов — Леван Капанадзе, очень известный в России и за рубежом. У него недавно состоялась премьера прекрасного фильма "Дама Пик" Павла Лунгина. Это мой ближайший соратник, с ним мы за последние 15 лет сняли много красивых клипов. - Наверное, ваши друзья и коллеги не раз рассказывали вам о Грузии? — Конечно. У меня ощущение, что я была здесь много раз, что хорошо знаю этот город и эту страну. Прилетев в Тбилиси, ощутила, что можно долго находиться здесь и так до конца не проникнуться уникальной красотой города и людьми. Множество нюансов, деталей, погода меняется каждую секунду (смеется), город выглядят каждый раз по-новому. Нас прекрасно встретили, с известным грузинским гостеприимством, но не перестает удивлять, что с каждой новой встречей, с каждым новым знакомством это чувство все усиливается. - Что вы знали про Грузию до поездки? С чем у вас ассоциировалась эта страна? — Конечно, с грузинским кино. Оно для меня всегда отличалось особенным авторским подходом и высоко интеллектуальным режиссерским решением. А прекрасных грузинских актеров мы все любим за особый шарм. - Вы имеете в виду старое грузинское кино? — Да, я имею в виду грузинское кино, завоевавшее любовь зрителей еще во времена СССР. Не хочу кого-то особо выделять. На самом деле любой фильм будет иметь свою привлекательность для меня. По грузинским фильмам можно учиться снимать любое кино. Всегда можно обращаться к этим фильмам и обязательно найдешь что-то новое, современное. Это особый подход, особый дизайн, особая философия. И этот живописный киноязык понятен всем. Европа очень любит грузинское кино. Грузинская киношкола считается особой, элитной и отличается художественностью и идеальностью композиционных решений. Вчера, первое что я сделала – нашла бутик дизайнерской одежды. Не потому, что я такая модница, а потому, что очень красиво оформлена витрина — мимо пройти невозможно. Это сразу цепляет глаз. Тут много нового, много каких-то интересных элементов, которые хочется впитать. Так и с грузинским кино. Оно очень яркое и привлекательное. - В России в последнее время много говорят о грузинской моде, да? — Грузинская мода, грузинский дизайн, современная грузинская живопись – все это на слуху, все это очень интересно, любопытно и, надеюсь, я всем этим насыщусь в полной мере. - Ирина, вы работали с такими звездами, как Алла Пугачева, Людмила Гурченко, Борис Моисеев, Земфира, Би-2, Лайма Вайкуле, Филипп Киркоров, Ирина Распутина, Олег Газманов, МакSим, "Руки вверх!", Сергей Лазарев, Полина Гагарина, Алсу, Диана Арбенина и многими другими. На вашем счету более 800 снятых фильмов. — Ну да, за 800 перевалило, просто я уже не считаю. - Совершить дебют в большом кино вы не планируете? Может артхаус… — Я сняла несколько музыкальных фильмов для разных исполнителей. Это были частные заказы. Например, для Аллы Борисовны Пугачевой в 2003 году я сняла фильм, который транслировался по центральному телевидению. Этот музыкальный фильм довольно своеобразный. Его можно назвать как раз артхаусом. Иногда Алла Борисовна разрешает ставить эксперименты и хулиганить. У нее вышел в тот момент очень красивый альбом. Туда вошли сильные песни, они всем очень нравились. И самое главное, они нравились Аллочке. Она тут же меня попросила снять клип, но это было странное предложение. Впервые она мне поставила альбом целиком и сказала: "Ну выбирай! Я выбрать не могу. Мне все нравятся". Я говорю: "Вы знаете, мне тоже все нравится". Она говорит: "Ну снимай все!" И так довольно быстро мы решили, что должен быть фильм со сквозным сюжетом. Конечно, не получился фильм для широкого проката, получился телефильм. Его очень полюбили, до сих пор вспоминают и иногда ставят в эфир. Он называется "А.Б. Пугачева. Сказки про любовь". - Ирина, трудно работать по заказу звезд такого масштаба? — Мне не мешает тот факт, что я работаю с суперзвездами. Я сотрудничаю с разными артистами: сложными, непростыми, но безумно интересными. Работаю в различных жанрах и направлениях – и рок, и поп, и джаз, и классика. У меня также есть большой музыкальный фильм под названием "Моя звезда", который я снимала для Дариги Назарбаевой, старшей дочери президента Казахстана. В фильме звучат арии, романсы и другие классические произведения в ее исполнении. Мы снимали в Париже, в Казахстане, в Петербурге, в Москве. - А с дебютантами? — Как раз с дебютантами сложнее, чем с суперпрофессионалами. У них глаза горят, силы много, энергии много, амбиции зашкаливают, хотят всего и сразу. Это для меня самый сложный вариант. Дебют — это очень ответственно и очень сложно. А с состоявшимися профи, как Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Кристина Орбакайте, Филипп Киркоров, Николай Басков, группа Би-2, Леонид Агутин, Анжелика Варум гораздо проще. Выбрав режиссера, они уже не производят тотальный контроль, который, не нужен в случае, если ты обращаешься к профессиональному мастеру, кем я себя считаю и кем меня считают мои заказчики. - Кого можете выделить из таких профи? — В этом смысле мне очень нравится Кристина Орбакайте — она человек, который вроде бы должен быть капризной звездой, все к этому предполагает (улыбается). Но нет, она самая некапризная из всех, очаровательная, милая и такая труженица, которая готова работать 24 часа в сутки. У нас был клип "Разрешаю только раз". В нем ей пришлось стоять на таблетке, это маленькая сцена в виде кружка, практически всю смену – 12 часов, с маленькими перерывами. Весь клип строился вокруг нее как вокруг арт-объекта. И мы крутились вокруг нее, она просто меняла костюмы и было очень много хореографии. Для того, чтобы кадр выглядел эффектно, и она выглядела еще более магически в кадре, пришлось использовать туфли на огромнейших каблуках. Ей пришлось в этих туфлях на огромных каблуках стоять и танцевать всю сцену. Я была в шоке, когда в конце смены она не то чтобы не пискнула, она ни разу не пожаловалась, что ей не удобно, тяжело или что-то. Когда закончилась смена и я сказала: "Стоп, камера! Всем спасибо", первое, что сделала Кристина — сняла с себя эти босоножки. И я увидела, что ее пятки и пальчики не синие, а кровавые. Там все было стерто в кровь. Я ужаснулась: "Господи, какая я садистка?! Почему ты молчишь?" А она говорит: "Я не хотела тебе мешать. У тебя же была задумка и очень красивая задумка. Я просто старалась тебе не мешать". Это удивительно. Я стараюсь садистскими методами не злоупотреблять, но все знают, что в кино такое случается. - Вы работали и с Сосо Павлиашвили. Как это было? — Сосо Павлиашвили дал мне потрясающую песню "Помолимся за родителей". Это большая удача снять клип на такую песню. Мы с ним быстро поладили. Я предложила идею клипа, ему понравилось. Мы вместе плакали, когда снимали, вместе плакали, когда смотрели. Вообще с сильной музыкой работать приятно. Когда берусь за песню, я ее должна полюбить. Иначе не сниму максимально правильно именно для этой песни, именно для этого артиста. То, что мне дал Сосо, не требовало какой-то особой подготовки к любви, а просто сразу запало в душу, навсегда. У нас с ним особые отношения. Совсем недавно я снимала его для красивого мюзикла – это был частный заказ. Он играл мага. - Можете вспомнить, с какими артистами из Грузии вы еще работали? — Еще одна потрясающая встреча и работа у меня была с Тамарой Гвердцители, которая снималась в клипе совместно с группой "Би-2", он называется "Безвоздушная тревога". Мне удалось снимать на Красной площади в Москве. Тамара стояла на огромной машине, изображавшей машину судьбы, с огромными колесами, которые перемалывают все и едут буквально по телам солдат. Тема очень зыбкая, но она у нас получилось безумно красиво. Тамара согласилась надеть дизайнерскую одежду, за что я ей очень благодарна. Я тревожилась, что она не захочет надевать этот черный латекс на себя, но это было необходимо. - То есть вы ее не уговаривали? — Я сделала по-другому. Артист такой величины может согласиться или отказаться от сделанного мной предложения, если будет понятно в чем он участвует. Прежде чем идти на встречу с Тамарой и рассказывать про такой сложный и неоднозначный костюм, я подготовилась. Мы сделали раскадровки, нарисовали красиво, практически сняли как все будет, чтобы она видела, что мы ей предлагаем, и как это будет выглядеть в итоге. Когда она увидела, ей, конечно, понравилось. У нас получился видео-арт, клип очень сильный. Тамара Гвердцители – просто моя любовь, вокал ее потрясающий, и она сама. Еще одна красивая работа была с певцом Гелой Гуралиа, участником проекта "Голос". Мы очень подружились. Песня называется Dream of me, его дебютный альбом так же называется. Это абсолютно компьютерный клип, смысл которого состоял в том, чтобы визуализировать голос. Конечно, задача трудно решаемая. Но мы с ним рискнули. Получилось такое космическое пространство. - Как и его голос. — Да, как его голос. Космическое пространство, в котором существуют звуки, разные объекты, абсолютно все нарисовано. И он в этом существует. Сложный клип, Гела рискнул. Мы с ним давно знакомы, еще до проекта "Голос", он ко мне обращался, но не было подходящей песни. Когда Гела прошел через этот проект и у него появилась возможность записать дебютную песню, он обратился ко мне. - Ирина, давайте вернемся к вашему дебютному фильму. Что это будет? — Хотите я вам прямо сейчас тайну раскрою? - Конечно. — Перед поездкой в Грузию я посовещалась с моим близким другом Федором Сергеевичем Бондарчуком, который будет поддерживать мой проект. Это будет музыкальный фильм для большого экрана. Пришло время на большом экране в коммерческом варианте располагать музыкальными фильмами. Это мое поле. Я здесь могу сделать то, что не может другой режиссер. Мне всегда хотелось войти в кино в своем собственном потоке, который я могу предложить большому экрану. И не хочется делать хуже то, что делают хорошо уже другие люди. То, что, к примеру, снимает Федор Бондарчук – это его территория фантастических фильмов, потрясающих блокбастеров и военная тема. В эти "мужские" игры я, конечно, не пойду, тем более дебютировать. Если меня пригласят снимать какой-то жанровый фильм, я очень сильно задумаюсь и, вероятно, если будет хороший материал, соглашусь. Но дебют мне хочется сделать в авторском режиссерском решении, который присущ только мне, войти в кино с каким-то своим режиссерским лицом. Тем более я женщина и здесь нам сложнее найти какую-то свою нишу, потому что "парни" делают это очень умело, очень мощно и уверенно. - Сценарий уже есть? — Сценарий есть. Это проект на низком старте. - То есть Бондарчук, возможно, будет продюсером? — Возможно, будет соучаствовать в этом фильме его компания Art Pictures. Контракт пока еще не подписан. - Снимать будете в России? — Да. Это будет российское производство, может, при участии нескольких компаний. Но Федор меня поддерживает в этом смысле. И я доверяю его мнению. - Ирина, исходя из того, что вы большой экспериментатор, будете снимать традиционный мюзикл или что-то экспериментальное? — Я буду основываться на лучших азах кинопроизводства. Как тренированный в этом смысле режиссер и продюсер, снимаю больше пятнадцати лет, имея дело с кинопроизводством во всем аспекте этого огромного процесса. Недавно подсчитала: из того материала, что я сняла, из всех этих клипов можно было сделать более пятнадцати полнометражных фильмов. Так что, разумеется, я себя дебютантом не ощущаю. Я уверена, что абсолютно готова. Кино – это большое плавание, и корабль должен быть очень надежный, серьезный, большой. Я его уже построила. — Ну что ж, тогда удачи вам! — Спасибо! Надеюсь, Тбилиси мне в этой удаче поможет!