Авангард в центре города. В Петербурге стартуют «Императорские сады России»
В Петербурге уже в десятый раз проходит фестиваль «Императорские сады России». В этом году он носит название «АвангАрденс» и посвящён русскому авангарду. Император не против Стоит отметить, что оба названия – «Императорские» и «Авангард» – не противоречат друг другу, ведь в России выставки авангардного искусства начались ещё в 1910-х годах, а Казимир Малевич создал знаменитый «Чёрный квадрат» в 1915-м. Тогда империя ещё существовала. Изюминка в том, что «авангардный сад», раскинувшийся на территории Михайловского сада Русского музея, вполне можно считать единственным в мире. Известно, что парки бывают регулярными (или «французскими»), пейзажными (или «английскими»), а наш можно назвать «русским», ведь и зародился авангард именно в России. Ещё одно совпадение – один из создателей этого направления в искусстве Казимир Малевич был сотрудником Русского музея. На нынешней экспозиции под открытым небом преобладают не цветы, как было в прошлые годы, а архитектурные композиции. Свои проекты представили мастера садово-паркового искусства не только из России, но и из Испании, Финляндии, Германии. «Сердце сада» В любом уголке Михайловского сада посетителей настигает звук бьющегося сердца. Он громкий, потому что стучит сердце великана – самого старого дерева – дуба, возраст которого 281 год. Дуб украшен красными лампочками, мигающими в такт биению. Здесь же, на Масляном лугу, выложен огромный круг из воткнутых в землю синих пластиковых бутылок, в его центре – маленькое деревце, будто задыхающееся от того количества пластика. Сквозь «море» бутылок проложен красный помост, дойдя до которого посетитель окажется в центре круга, и убедиться, как огромен масштаб ущерба, наносимого нами природе. Оба проекта разработала Дизайн-студия Ольги Подольской. То, к чему может привести отсутствие бережного отношения к природе, наглядно иллюстрирует композиция «Супрематический рисунок» Ивана Клюна. Само произведение представляет собой абстрактную композицию, которую пересекает красная линия. Мастера Управления по садоводству и огородничеству построили большую клумбу, также пересечённую красной линией. Слева от неё – пышная хвойная растительность, постепенно переходящая к скромным цветам и, в конце концов, к искусственному газону. До последней черты осталось совсем чуть-чуть. Проявив желание и фантазию, человек способен использовать, а не выкидывать мусор, и сохранить планету чистой. Объекты, созданные из вторсырья, представил Кронштадтский международный экологический фестиваль искусств «КронФест 2017». Войти в «Чёрный квадрат» Посетители могу оказаться «внутри» произведений Кандинского. Такую возможность предоставляет пространственная композиция «Путь Авангарда», созданная мастерами из испанской Малаги. Помост ведёт вглубь лёгкой постройки из красного пластика, над головой парит жёлтый треугольник, под ногами – синий круг. Всё это – любимые цвета и формы художника. Студенты Архитектурно-строительного университета приглашают в пространство «Проект К», в котором «Чёрный квадрат» становится объёмным. По воле дизайнера Натальи Шерстнёвой деревья Михайловского сада превращаются в трубы «Супрематического органа»: стволы соединяют верёвочные линии нотного стана с керамическими кругами-нотами. Автор подчёркивает, что живые деревья обозначают участие природы во всём, что творит человек. Пожалуй, фестиваль «Императорские сады России», как никогда прежде, обращается к фантазии посетителей, подталкивает к размышлениям и даже – к получению новых знаний. Выставочную программу составляют более 60-ти проектов, искусствоведы прочтут цикл лекций, посвящённых авангарду.