Люди воды и дух бани. Почему татары так любят париться?
Татарстанская земля – край родников, рек и озёр. Не зря булгар называли «суас», то есть люди воды, это наименование до сих пор сохранилось в марийском и удмуртском языках. Волнистый узор, ассоциирующийся с водой, - часть булгарского орнамента. К живительной влаге относились как к святыне, а открывать ключи и выкапывать колодцы считалось великим делом. Неудивительно, что именно у булгар бани получили большое распространение. О банных традициях булгар и татар и самых известных «мыльнях» Казани рассказывает этнограф, кандидат исторических наук Руслан Бушков. Арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан, побывавший в Х веке в Волжской Булгарии (государстве, существовавшем до Казанского ханства) писал, что местные жители купались в открытых водоемах – реках и озерах. «Мужчины и женщины спускаются к реке и моются вместе, - писал Ахмед ибн-Фадлан, побывавший в Волжской Булгарии в 922 году. - Я не переставал прилагать старания, чтобы женщины закрывались от мужчин при купании, но это мне не удалось». Восточный путешественник и исламский миссионер счел это неприличным, не подобающим правоверным мусульманам (булгары приняли ислам в 922 году). В холодное время булгары мылись дома теплой водой, нагревая ее в котле. Позже появилась баня-землянка. По народным поверьям, в ней обитал особый банный дух - Ой Иясе, капризный бородатый старичок. Он прятался за каменкой или под полом. Свое недовольство дух мог выражать по-разному: насылал болезни, травил угаром или обрызгивал кипятком. Чтобы задобрить старичка, в бане после мытья оставляли для него воду в ковше и веник в тазу. Отголоски этого обычая до сих пор сохранились в некоторых районах Татарстана - Чистопольском, Заинском и Буинском. Сначала - баня, потом - пироги С развитием Волжской Булгарии в ее городах расцветает банная культура. Этому способствовал и ислам, в котором поддержание чистоты тела имеет большое значение. Не исключено, что банная культура булгар оказала влияние и на восточных славян. Берёзовый веник очень рано стал её атрибутом. Известно предание, по которому дочь булгарского правителя Туйбике исцелили именно березовым веником и ингаляциями из отвара березовых листьев. Рубились баньки из сосновых, липовых и осиновых брёвен. Материал выбирался лёгкий, пористый, водостойкий. Нередко булгарская знать соревновалась между собой, чья баня лучше. В этикете булгар приглашение в гости часто связывалось с совместным посещением бани. «Сначала - в баню, потом - за пироги» - гласит старинная татарская пословица. Баня вошла в народные традиции: мылись накануне праздников и важных событий, после больших дел. Утром первого дня совместной жизни молодоженам устраивали баню. Запоминалась она на всю жизнь. Банная культура активнее развивалась в городе. В ханской Казани было несколько общественных бань - для того времени большая роскошь. Строительство мыльни было верным способом завоевания расположения народа, и именно с этого начинали свое правление многие ханы. Специалисты полагают, что казанские бани вобрали в себя булгарские и восточные традиции. Они строились куполообразными с круглыми остеклёнными окнами, подогретым полом, белой и чёрной палатами. Это место служило эдаким клубом для общения и приятного времяпровождения. А еще здесь исправляли вывихи, «заговаривали» грыжу, избавлялись от простуды и болей в суставах. Отсюда и поговорки «Баня дороже денег», «Годы старят - баня молодит», «Баня - вторая мать». Кстати, в Европе развитие банной культуры наталкивалось на сопротивление христианской церкви, так как эта культура ассоциировалась у духовенства с римскими банными оргиями, вольными нравами и многобожием. Во время эпидемий чумы европейцы предпочитали обтираться спиртом. Не удивительно, что на венецианского купца и путешественника Марко Поло произвела огромное впечатление «тысяча бань», увиденная им на Востоке, в том числе в покорённой монголами Руси. Рок Даировой бани Еще в «Сказании о царстве Казанском» XVI века упоминается как достопримечательность ханской столицы «баня каменная, Даирова зовимая, под градскою стеною». Она являла собой целый банный дворец с просторными залами, бассейном и фонтаном. Здесь были помещения для раздевания и отдыха, теплая, жаркая и холодная комнаты. Подогревалась она от раскаленных печей под каменным полом, водой же снабжалась из родника. Даирова баня находилась в устье Булака и соседствовала с Тайницкой башней Кремля. Мыльню посещала ханская знать, к ее услугам были десятки мойщиков, массажистов, имелись даже свои табибы (лекари). Но именно ей была уготована печальная роль во время осады Казани Иваном Грозным. От неё был сделан подкоп, и осаждавшие лишили защитников питьевой воды. Это ускорило падение крепости. После завоевания города, когда татарское население выселили на его окраину, многие традиции общественной банной культуры казанцев были утеряны. Из дворцов бани переместились в слободы, потеряв былые размах и роскошь. Впоследствии вместо ханских банных дворцов для нужд горожан под кремлем стали строить простые, но вместительные мыльни, от которых озера, куда стекала банная вода, получили название Банные. Помывка в общественных банях в конце XVI в. стоила по «полуденьге» с человека (полкопейки). Черноозёрские бани В XVI-XVII веках вокруг нынешнего Черноозерского сада появились городские общедоступные бани. Одна из них упоминается в Казанских писцовых книгах как «баня в Воздвиженской улице». Вода к ней поступала по деревянным трубам из близлежащих Белого и Черного озёр, а затем отводилась в Поганое озеро у реки Казанки. «Чёрное озеро наполнялось из весьма обильных ключей с мягкой, чистой и здоровой водой, которая по трубе переливалась в Банное озеро, имевшее посему всегда прозрачную свежую воду», - писал профессор Казанского университета И. Яковкин в журнале «Заволжский муравей» в 1833 году. Но позже все озёра стали «погаными» - бани засорили их своими стоками. В XIX веке водоёмы засыпали, заложив на их месте сады. Как баня правит В прошлые времена казанцы обращались к врачам редко, предпочитая лечиться в бане. «Чувствуя хворь, парится в бане, натирает себе спину тёртым хреном или пьёт настоенный с мёдом огуречный рассол», - жаловался на казанский люд профессор Казанского университета И. Браун в письме своим европейским знакомым. Что же представляла собой казанская общественная баня в XIX веке? Мыльни, в которых «торговали мытьем», разделялись дощатой перегородкой на две половины - мужскую и женскую. Котел был погружён в печь и оборудован черпаками. Возле каменки сооружались полки, на которых парились вениками. Городские власти дозволяли с «приходящих на парение всякого звания людей» брать не более 2 копеек. В середине XIX века в Городскую Думу Казани пошли прошения купцов о разрешении открыть торговые мыльни. И они начали появляться одна за другой. Номера с мрамором, мягкими диванами, зеркалами стоили от 50 копеек до нескольких рублей. В торговых банях любила собираться молодёжь. Здесь работали буфеты с напитками (от кваса и брусничной воды до шампанского). Рядом лепились лавки, торговавшие квасом и огуречным рассолом, мочальные и мыльные магазинчики. В 1872 году промышленник Губонин взялся за строительство городского водопровода. Он отстаивал идею провести воду по гончарным трубам от деревни Пановка в 18 верстах от Казани. В 1875 году водовод был пущен. Доставлял он до 400 тысяч вёдер воды в сутки, и одним из основных потребителей были казанские бани. В 1895 году в банях появилось электричество, и они обрели привычный для нас вид.