На Чеховском фестивале показали самый волшебный спектакль
«Внутренние пейзажи» — этот спектакль, показанный на Чеховском фестивале, может претендовать на номинацию «Самый волшебный». Чему удивляться — его сделал волшебник из Франции Филипп Жанти. С подробностями про то, что у нас внутри и снаружи, — обозреватель «МК». На Жанти — лом, объяснять не надо, кто такой. Великий кукольник, сделавший куклу живой независимо от ее размеров, а человека — куклой. Крупнейший специалист по оптическому обману, иллюзии, которая достигается не с помощью последних научных достижений, а работой ручной и сердечной, отчего его спектакли получаются теплые, нежные, смешные и дивные. «Внутренние пейзажи» — не исключение. А может, даже и вершина его работы последних лет. На сцене ничего — в ее черном кабинете просто человек в светлых штанах и такой же рубашке навыпуск. Просто копошится и неумело сооружает из светлых прутьев клетку, в которую себя же и помещает: сидя, стоя, сложившись как книжка. Слов нет — только движения, в основном нелепые, вызывающие ну разве что улыбку. Небольшая лестница без видимых подпорок (электрическими лампочками подчеркнут ее абрис), узкий домик с одной дверью выезжает на длинных ногах. Не куриных, правда. Три нелепые попытки взобраться в дом наконец удаются, открывается дверь, делает шаг и… смешной человечек летит в… прошлое с его разнообразными внутренними пейзажами. — Я мыслю образами, мечтами и метафорами, воспоминаниями о чудаковатой юности, — говорит о своей работе Филипп Жанти, рядом с которым всегда его муза и хореограф Мэри Андервуд. Это их сочинение. — «Внутренние пейзажи» — это путешествие. Путешествие человека, который с помощью картин, марионеток, танца и музыки показывает нам образы своего внутреннего путешествия. Образы, где смешиваются возвышенное, пугающее и поэтическое. До того как человек открывает дверь и вступает в черноту неизвестного, он снимает с двери листок, который с удивлением демонстрирует залу, — на белом поле чернеет вопросительный знак. К кому вопрос? Зачем вопрос и нужен ли он вообще? Об этом мы узнаем в финале: у Жанти такие вроде бы пустяковые детали просто так не появляются. А между тем путешествие — как сон, как игра воображения, в которой все-таки больше смешного и неожиданного, чем пугающего. На сцене развалилась женщина-великан с огромными ножищами в сетчатых чулках и черных туфлях. Голова и верхняя часть тела в балетной пачке, как у всех, а вот конечности в сеточку, намекающие на определенный род занятий, так огромны, что в этой плоти теряются двое придурковатого вида мужчин. Один из них, пропав меж ног, появляется у дамы изо рта в виде маленькой куколки. И такие трюки в «Пейзажах» Жанти на каждом шагу. Простые и забавные, они несут больше философии, чем иная игра в многозначительность. Как говорит сам художник, это виртуальная поэма для семи актеров и марионеток, созданная на перекрестке его снов, путешествий и фантазий, вызывающая детский восторг, снимающая агрессию мегаполиса и работающая как релаксирующая таблетка. В финале, после зажигательного танца трех мужчин в женских платьях и двух женщин в мужских костюмах, на заднике всплывет (причем в прямом смысле слова) знак вопроса, засветившийся в начале пути героя. Белый, как облако, он всплывает в синее небо и уносит в неясную даль пару, разместившуюся под ним в корзине, точно на воздушном шаре. Куда летят? Зачем летят? И чем дело кончится? Кто даст ответ? Может быть, Филипп Жанти? Надо сказать, что пару лет назад в издательстве Actes Sud вышла книга Мастера о его собственной одиссее. И тогда-то он решил представить во плоти творение всей своей жизни. Великолепно представил, был высоко оценен, и хочется верить, что это не окончательное подведение итогов. Его внутренние пейзажи, похоже, безграничны.