VII Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже мировой премьерой оперы “Родина электричества”
В день открытия VII Платоновского фестиваля до первого театрального события, мировой премьеры оперы Глеба Седельникова “Родина электричества”, открылся арт-центр “Коммуна”, а также самый масштабный выставочный проект Платоновфеста-2017, посвященный творчеству выдающегося советского живописца, графика и театрального художника Александра Тышлера. Арт-центр "Коммуна". Фото: Дарья Кобзаренко В арт-центре “Коммуна” в этом году представлены 2 выставки : репродукции из цикла Павла Пепперштейна “Супрематические исследования древнегреческих мифов”, в котором всем известные со школы знаменитые сюжеты древнегреческой мифологии пересказаны языком супрематизма, и видео-проект “Смотри на людей”, демонстрирующий в формате кинопоказа актуальный российский видеоарт последних двух десятилетий из коллекции Московского музея современного искусства. Арт-центр "Коммуна". Фото: Дарья Кобзаренко “Александр Тышлер. Игра и лицедейство” - это первая за 20 лет монографическая выставка работ уникального художника, современника Платонова, Александра Тышлера (1898-1980). Автор и куратор проекта - старший научный сотрудник Отдела личных коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина Анна Чудецкая. Масштабная экспозиция была скомпонована специально для Платоновского фестиваля и уже после Воронежа будет демонстрироваться в столице. Помимо работ из ГМИИ им. Пушкина, выставка включает произведения из коллекций Театрального музея им. А. А. Бахрушина, Тульского областного художественного музея и один уникальный рисунок Александра Тышлера - “Продавец палок” (1925) из собрания Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского. Открытие выставки Александра Тышлера. Игра и лицедейство. Фото: Дарья Кобзаренко Официальное открытие фестиваля состоялось в воронежском театре оперы и балета. Приветственные слова зрителям произнесли губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и художественный руководитель фестиваля, а заодно и режиссер-постановщик “Родины электричества” Михаил Бычков. Опера "Родина элекричества". Фото: Андрей Платонов Никогда еще открытие Платоновского фестиваля не было столь громким и впечатляющим - опера Глеба Седельникова “Родина электричества” (первоначальное название - “Лампочка Ильича”), написанная по мотивам рассказов Андрея Платонова, поставлена на родине писателя воронежским режиссером. Ни один театр не ставил целиком и полностью это произведение из-за сложности и необычности музыкального материала. К счастью, вся труппа воронежского театра оперы и балета, задействованная в постановке, блестяще освоила изобретательные партии: голоса солистов и хора (который, к слову, выступает как главное действующее лицо спектакля) открылись с новой стороны, продемонстрировав невероятный потенциал. Действие оперы происходит в начале 1920-х в деревне Рогачевка Воронежской области и основано на реальных событиях, в которых участвовал Андрей Платонов - возникновение артели и строительство местной электростанции, впоследствии уничтоженной пожаром. В “Рассказе о потухшей лампе Ильича” Платонов описывает эту историю. Опера "Родина элекричества". Фото: Андрей Платонов Простой, как может показаться на первый взгляд, бытовой локальный сюжет создатели постановки превратили в философскую драму, высокую мечту человечества о переустройстве мира, эволюции материи и духа, что как нельзя лучше соответствует атмосфере произведений Платонова. Мечта о чудо-машинах, которые избавят человечество от необходимости только и думать, что о своем выживании, у писателя всегда была сопряжена с высокими идеалами нового будущего и верой в лучшее и просветленное человечество. Не только “ Будем есть мы пирожного куски, хватит и куриного яйца ”, но и “ Наша душа светлеет и растет ”, - поют жители Рогачевки в надежде на, в прямом и переносном смыслах, СВЕТЛУЮ жизнь, которую даст им результат их коллективного труда - электростанция. Эта мощная созидательная энергия, импульс которой задал центральный персонаж оперы Фрол с говорящей фамилией Дерьменко (“ Будто бы предки мои с голоду ели дерьмо ”), подхваченная вдохновленной Евдокией, заразила всю артель Рогачевки, которая изначально не горела энтузиазмом (“ Землю липистричеством мазать хочет ”), и совершила переворот. Переворот не только в материальном укладе жизни деревни, но и, хочется верить, в сознании ее жителей. Ведь недаром после того, как электростанцию сожгли кулаки, они, погоревав, все же не опускают руки (“ Станция сгорела, но добро-то осталось, не горючее оно, вечное ”) и решают начать все сначала (“ Мы помучаемся и сумеем ”). “ Будем жить неугасимо ” - свет нового будущего отныне отблескивает в их душах. Фото: Дарья Кобзаренко Визуальное оформление спектакля кроме как восторга не вызывает иных чувств. Декорации Николая Симонова, костюмы Юлии Ветровой, видеопроекция Алексея Бычкова, созданная в духе супрематизма, световая партитура Ивана Виноградова - все визуальные элементы спектакля невероятно органично создают единую художественную концепцию, которая адекватна и музыке, и теме, и времени, в котором происходит действие оперы. Отдельных похвал заслуживает музыкальный руководитель и дирижер постановки Юрий Анисичкин, сумевший “ поднять эту глыбу ” - сложнейший музыкальный материал. Блестяще исполнили свои партии солисты Кирилл Афонин (Фрол), Анастасия Черноволос (Евдокия), Максим Шабанов (Семен), Алексей Тюхин (Прокофий Кузнецов) и самая юная солистка Полина Карташова, которой по иронии досталась самая возрастная роль - роль Старухи. И, конечно, нельзя не отметить режиссера-постановщика оперы - Михаила Бычкова. Теперь уже очевидно: “Родина электричества” - его лучшая режиссерская работа в оперном жанре.