Экспериментальное расширение
Очередной Платоновфест с самого начала заставил воронежцев увидеть невидимое Первые дни VII Платоновского фестиваля искусств ознаменовались рядом экспериментов. Мировая премьера единственной оперы по произведению Андрея Платонова, последующее обсуждение спектакля с публикой, инклюзивная выставка и музыкальный концерт в темноте. Растет не только бюджет фестиваля, налицо желание расширить его рамки и границы во всех возможных направлениях. В этом году международный Платоновский фестиваль искусств впервые открылся «платоновским» спектаклем. Худрук фестиваля Михаил Бычков и главный дирижер Театра оперы и балета Юрий Анисичкин поставили на его сцене оперу Глеба Седельникова по рассказу Андрея Платонова «Родина электричества» с одноименным названием. Показ прошел при аншлаге и завершился длительными овациями. Повествование о строительстве электростанции в воронежском селе, сплотившем крестьян и артельщиков-большевиков, прозвучало актуально. Это история о невероятной энергии и энтузиазме русского народа в ореоле трагедии первых советских лет. История о том, как сохранить добро и надежду, когда кулаки сожгли электростанцию, построенную, к слову сказать, в их же саду. Зрителей удивили не только яркая авангардистская сценография с аллюзией на работы Казимира Малевича и абсолютно новый для воронежских оперных голосов формат работы, но и состоявшееся после обсуждение. Это в новинку и для фестиваля, и для оперного театра, признался Юрий Анисичкин. «Мы хотим услышать ваше мнение. Что вы думаете, например, о том, что спектакль был поставлен именно в столетнюю годовщину октябрьской революции, имеет ли смысл прямой диалог с этим событием»,— как бы подсказывал направление беседы Михаил Бычков. Впрочем, у зрителей и без того нашлось немало приятных слов о постановке. Ее хвалили и вдова композитора Ольга Седельникова, и бизнесмен Борис Нестеров, и не представившийся гость из Липецка. «Я третий год приезжаю на Платоновский фестиваль, это уникальное мероприятие. Не знаю, связано ли это с вашим губернатором, но я и с ним это связываю», — отметил он, чем, безусловно, порадовал присутствовавшего на обсуждении главу региона Алексея Гордеева. Критических замечаний в адрес постановки было всего два: недостаток трагизма в сцене пожара и занавес с титрами, закрывающий обзор происходящего на сцене зрителям с балкона. Казалось, зритель был не вполне готов, но очень рад возможности пообщаться с постановщиками. Для тех, кто не успел купить билеты, опера будет показана еще раз 16 июня, но уже другим составом. Помимо уже ставших традицией выставок актуального искусства и театрально-художественных экспозиций в минувшие выходные в художественном музее имени Крамского открылась первая в России выставка тактильных картин для незрячих. Она стала первым инклюзивным мероприятием в выставочной программе фестиваля. «Видеть невидимое» — это шесть копий шедевров мировой живописи разных периодов, выполненных с использованием технологии рельефной печати. Еще одна тактильная работа, созданная по картине из фонда музея Крамского «Крестьянская трапеза» Джакомо Франческо Чиппера, после закрытия выставки останется в музее. Воронеж — не первый город, где экспонируется «Видеть невидимое». Но в данном случае премьерное первенство несущественно. Совместный проект музея изобразительных искусств имени Пушкина, ПАО «Сбербанк» и платежной системы Visa сделал важный шаг к расширению аудитории Платоновского фестиваля, к возможности для людей с ограниченными возможностями здоровья участвовать в его мероприятиях. Выставка будет работать до 24 июня. И будто бы продолжив идею относительной важности зрения для понимания сути, музыкальная программа фестиваля 3 июня открылась в Воронежской филармонии концертом в темноте. Такой эксперимент предложили зрителям пианисты Полина Осетинская и Антон Батагов. Впрочем, для них это давно «не эксперимент, а способ существования». Соединяя в одном концерте барокко Перселла, импрессионизм Дебюсси и Равеля с произведениями наших современников Гласса, Лэнга и сочинениями самого господина Батагова, они стремятся «помочь слушателям выйти за пределы линейного времени, за пределы одиночества». Недаром программа «Гравитация» строится на минималистичности, на повторяющихся ритмах и почти медитативных мотивах. «Нас обвиняют, что музыка, которую мы исполняем, слишком неакадемичная, слишком современная. Мы же считаем, что есть хорошая и плохая музыка»,— подчеркнули исполнители перед выступлением. Таковы первые дни форума — расширение географии участников с трех до четырех континентов, увеличение возможностей диалога между зрителем и фестивалем, стремление расширить аудиторию, инклюзия, попытка преодоления гравитации. «Взгляд не только поверх, но и попытка заглянуть внутрь, что, безусловно, гуманизирует фестиваль»,— отметил один из активных зрителей. Напомним, Платоновский фестиваль в Воронеже продлится до 14 июня. Мария Старикова