Войти в почту

«Американский анархист» стал жертвой собственного творения

2 июня состоится второй показ фильма об авторе «Поваренной книги анархиста» - . Эта книга официально запрещена в уже три года. Корреспондент «Вечерней Москвы» сходила на премьеру фильма в рамках фестиваля Beat Film Festival 2017, которая прошла 30 мая.

«Американский анархист» стал жертвой собственного творения
© Вечерняя Москва

Фильм входит в часть программы «Последствия медиа» не случайно. Собственно, вся жизнь Уилльяма Пауэлла – это череда последствий выхода в свет его книги. Будучи сложным подростком, не принимающим иногда болезненные реалии школьного образования и абсурдность политической конъюнктуры, 19-летний Уилльям написал сборник инструкций, как сделать динамит, собрать бомбу и еще много-много вещей, дающих абсолютную свободу. Он задавался вопросами – кто ограничивает информацию об оружии и почему ей не может воспользоваться любой человек? Собрав информацию из книг, находившихся в свободном доступе в публичной библиотеке, Уильямм Пауэлл создал бомбу замедленного действия.

- Это довольно манипулятивный фильм, что не делает его менее интересным, - говорит куратор программы «Последствия Медиа» . - Мне интересно было бы узнать, что думают зрители о том, как режиссер сделал финал с психоаналитической подоплекой, которая, кажется, в некотором смысле говорит зрителю, что человек написал эту книгу и хотел как-то бороться с системой.

По мнению писателя Алексея Цветкова-младшего, существует два конкурирующих способа объяснять молодежный радикализм.

- Один я шутливо называю гормональным, а второй – социальным. В гормональной теории все списывается на то, что в молодости высокий гормональный фон. Люди легко возбудимы простыми лозунгами, громкой музыкой. А потом, после тридцати лет, они становятся более адекватными. На мой взгляд, объяснения подобных версий радикализма придумали старики и конформисты. Потому что это полнейшая чушь объяснять радикализм тем, что до тридцати лет человека волнует спектакль, ложь, несправедливость, а потом он превращается в такое ничтожество, пустое место обывателя. Это вообще не имеет отношения к проблеме. Но имеет отношение к пониманию ситуации. Проблема не в том, что автору 19 лет, а в том, что это был 1970 год в , - говорит Алексей Цветков-младший. - Я расскажу одну ситуацию, которая сразу объяснит, что тогда происходило.

Приблизительно в этом году анархистская группа, не важно как она называлась, берет в заложники дочь знаменитого медиамагната Херста Патрисию Херст и выставляет требования - они ее отпустят, если только ее отец, медиамагнат, олигарх, владелец телеканалов, газет, выделит деньги, чтобы накормить пять голландских бедняков.

Херст рассматривает это требование и решает, что раз у похитивших его дочь столь гуманистические цели, они не будут его убивать. Он соглашается дать беднякам Калифорнии половину денег. Не потому что он жадный, а потому что он не хочет создавать прецедент. Это вопрос отношений между истеблишментом, элитой и радикалами, которые бросают им вызов.

Когда же эти деньги были перечислены и похитители были готовы отпустить Патрисию Херст, она решает, что ничего круче революции не может быть. Она присоединяется к этой группе, грабит банки, участвует в перестрелках с полицией. Когда их поймали, только вмешательство отца, добившегося того, чтоб ее признали абсолютно невменяемой и долгое время держали в психиатрической клинике, спасло ее от огромного уголовного срока.