Войти в почту

Владимир Песня: хороший фотограф — это личность

ТАЛЛИНН, 31 мая — Sputnik, Денис Пастухов. Фотограф Владимир Песня рассказал Sputnik Эстония о победе в престижном фотоконкурсе World Press Photo 2016, о том, как распознать настоящего фотографа и может ли смартфон заменить громоздкий фотоаппарат. - Хотелось бы начать с вопроса о первом месте на конкурсе World Press Photo 2016, где была представлена серия фотографий "Vetluga's Hockey" ("Хоккей в Ветлуге"). Каковы критерии оценки в конкурсе (на примере этой фотосерии)? — Оценка в любом фотоконкурсе субъективна. Она имеет, конечно, некую объективную величину, так как решает не один человек, а несколько. Но победа в конкурсе не означает, что мои фотографии лучшие в мире: просто конкретному составу жюри на данный момент понравились больше всего именно они. К тому же в категории "Спортивные истории", куда участники предоставляли по восемь фотографий, оценивалось не их качество как таковое, а именно рассказ, переданный фотографом. Я показал фотоисторию, как в бедном городке Ветлуга Нижегородской области, где царит разруха, фабрики и заводы позакрывались, люди нашли возможность в тяжелых жизненных условиях не пить, не впадать в депрессию, а попытались найти другой эмоциональный выход — им стала игра в хоккей. - В связи с улучшением качества техники и её доступностью стало очень много фотолюбителей. Что выделяет хорошего фотографа из толпы? — Действительно, многие люди могут получить сейчас хорошую картинку, как любители, так и профессионалы. Хорошему же фотографу есть что сказать сделанными фотографиями, то есть за ними должно стоять нечто большее, чем просто изображение, чем просто запечатленный и остановленный момент. За фото должна быть видна личность фотографа, с его жизненным багажом, музыкальным и литературным вкусами, совокупностью знаний. Фестиваль "Дни средневековья" в Таллинне - Умение фотографировать — это талант или этому можно обучиться? — Не имея отличного голоса, можно стать значимым певцом. В качестве примера можно привести Марка Бернеса, который не обладал особыми вокальными данными, но его песни слушают до сих пор. Так же и с фотографией. Она не требует особых физиологических талантов от рождения: если есть глаза, руки и мозг, то человек способен снимать. Технологические знания приобретаются, а визуальная культура воспитывается: просмотром других фотопроизведений, картин, походами в музеи, чтением книг, при этом самых разнообразных — и о путешествиях, и о физике далеких звезд. - А вы учились? — Я самоучка, в специальном учебном заведении не учился. В России с подобным образованием дела обстоят не очень хорошо. Составил собственный план обучения, читал специальную литературу и черпал знания из практики, у уже состоявшихся мастеров. Гость клуба "Импрессум" фоторепортер, лауреат конкурса World Press Photo 2016 года Владимир Песня - Ваша основная специализация — спорт, а это — движение. Намного ли тяжелее снимать движущиеся объекты, чем статичные? — Движение "убегает", и если не снимешь сейчас — не снимешь потом никогда. Надо уметь предугадывать, где объект съемки окажется в следующий момент и будет в наиболее выигрышном положении. Если снимать пейзаж, то дерево, к примеру, никуда не денется, к нему просто приходишь и ждешь правильного света. - А почему выбрали спортивную тематику? — Я трудился пишущим журналистом в газете "Спорт-экспресс", где освещали спорт со всех сторон. Мне наскучило писать, а рядом работали большие мастера фотографии, что привлекло и меня. Начал я спортивным фотографом, но всегда хотел расширить свой диапазон и теперь, работая в "России сегодня", снимаю всё подряд — куда направят. - А может ли смартфон заменить настоящий фотоаппарат? — Только в определенных ситуациях, которые не требуют больших технических качеств камеры, чтобы получить хорошее изображение: когда хороший свет, когда не нужна очень высокая детализация для печати. Но в условиях плохого освещения, высокой скорости движения объектов, удаленности объекта съемки от фотографа смартфон уже не потянет. - Каково соотношение между мастерством фотографа и качеством фототехники? — Качество аппаратуры не залог того, что снимок удастся. На самую дорогую технику можно сделать кадр ни о чем. Мастерство фотографа и в том, чтобы решить, какую камеру для определенного сюжета использовать. Нет смысла везти всю тяжелую аппаратуру последнего поколения для съемки рассвета в горах, для этого хватит самой простой цифровой или пленочной камеры. - Видео и живопись — это конкуренты фотографии? — Нет, это разные виды визуальных искусств, которые, кстати, могут сосуществовать вместе — в виде мультимедиа. Если говорить о фотожурналистике, то все попытки заменить фотоконтент на видеоконтент, по крайней мере в России, пока терпели крах, так как на фото просто достаточно кликнуть, а видео надо загрузить и просмотреть. Города мира. Таллинн - Есть ли "Черный квадрат" в фотографии? — Картина Казимира Малевича рассматривается как манифест художника, как отказ от старых форм живописи. Я все же занимаюсь фотожурналистикой, а не фотоискусством, которым лишь интересуюсь, не специалист в этой сфере. Но фотоманифестов было, конечно, много. Можно назвать хотя бы "Банку супа" Энди Уорхола. - Есть ли виды спорта, которые снимать сложнее всего? — Для многих моих коллег очень непросто снимать волейбол. Все происходит быстро, в условиях не очень хорошей освещенности, трудно следить за перемещениями мяча. Я же, напротив, подружился с этим видом спорта, понял механизмы, по которым он существует, во многом этому способствовали и товарищеские отношения с волейболистами, с которыми пересекался на соревнованиях. Относительно простым видом спорта для съемки можно назвать, к примеру, фигурное катание: фигуристы, один или двое, находятся все время на виду, никуда не денутся. Легко получить кучу технически правильных фотографий при соответствующем для данного зала и данного света качестве фототехники. Но чтобы перейти на более высокий уровень, нужно занять правильное место для съемки, чувствовать движение спортсменов и поймать ту его фазу, которая станет выигрышной. - Можно ли оставаться болельщиком при съемке спортивных мероприятий? — Да, и многие мои друзья-фотографы болеют за различные клубы. Но мне это не близко, и я болельщиком не являюсь, снимаю спорт без присущих фанатам эмоций. - Часто ли разбивали вам объектив фотокамеры? — Везло с этим, хотя в объектив прилетали всякие мячи — и теннисные, и футбольные, и баскетбольные. Но ни одна камера при съемке не пострадала. Специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня" Владимир Песня

Владимир Песня: хороший фотограф — это личность
© Sputnik Эстония