Волго-Донской судоходный канал
И. Ленина соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения. Длина водного пути канала составляет 101 километр, из них 45 километров проходят по рекам и водохранилищам. Первая документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить канал, соединяющий Волгу с Доном, но через месяц турецкие войска отступили. Затем попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра I. К концу 1701 года канал был частично построен, но из за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты. До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован. 14 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров Волго-Донской водный канал был отнесен к числу важнейших народно хозяйственных задач. Проект канала разрабатывался специально созданным Управлением работ по постройке Волго-Донского канала. В 1926 году было образовано Управление строительства Волго-Донского водного пути, завершившее разработку проекта, который был утвержден Экономическим советом при СНК СССР в 1927 году. Строительство было отложено из за нехватки средств и рабочей силы. В середине 1930 х годов сооружение канала было поручено НКВД СССР, имевшему опыт строительства Беломоро Балтийского канала и канала имени Москвы. Проектное бюро гидротехнического отдела ГУЛАГа под руководством Сергея Жука разработала новый проект, утвержденный Иосифом Сталиным в начале 1941 года, но работы были остановлены в связи с началом Великой Отечественной войны (1941 1945). В 1946-1948 годах проект канала был доработан в Гидропректе МВД СССР. Для строительства канала образовано Главное управление "Главгидроволгодонстрой" МВД. Волго-Донской канал был построен в 1948-1952 годах с использованием труда заключенных Калачевского и Цимлянского лагерей НКВД, а также вольнонаемного персонала. Максимальная численность заключенных на строительстве составила 118,2 тысячи человек. Для строительства Волго-Донского судоходного канала выполняли заказы две тысячи предприятий. За время проведения строительных работ было перемещено 174 миллионов кубометров земли, уложено 3 миллиона кубометров бетона и железобетона. Все строительные работы были механизированы. На стройке работали восемь тысяч машин отечественного производства, в их числе многоковшовые шагающие экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, самосвалы. Специально для строителей Волго-Донского судоходного канала Уралмаш изготовил уникальный шагающий экскаватор ЭШ 14/65. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут воды Волги и Дона слились между первым и вторым шлюзами. 10 июля 1952 года постановлением Совета Министров СССР Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя Владимира Ленина. 27 июля 1952 года состоялось открытие канала. Первым теплоходом, вошедшим в ворота шлюза номер один, стал теплоход "Иосиф Сталин". Волго-Донской судоходный канал берет свое начало на Волге в Красноармейском районе города Волгограда и заканчивается на Дону у города Калач на Дону. По характеру и рельефу местности канал разделен на три участка: Волжский склон протяженностью 25 километров, водораздел — 21 километр и Донской склон — 55 километров. На Волжском склоне 88 метровый подъем до водораздела преодолевается девятью шлюзами. Далее канал входит в Варваровское водохранилище (водораздельный бьеф), по Береславскому и Карповскому водохранилищам четырьмя шлюзами идет 44 метровый спуск к Дону. Ширина судоходных каналов по дну составляет 38 метров, при навигационном уровне — по зеркалу воды — 80 метров. Гарантированная глубина на канале — 3,65 метра. Волго-Донской канал полностью накачной. Питание канала водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций. Вода подается в водораздельный бьеф, откуда самотеком поступает на Волжский и Донской склоны на нужды судоходства и орошения. Всего на Волго-Донском судоходном канале построено 96 гидротехнических сооружений — 13 судоходных шлюзов, 18 судоходных каналов, три насосные станции, 23 земляные плотины и дамбы, два аварийно ремонтных заграждения. Проектная пропускная способность канала составляет 10,5 миллиона тонн грузов в год при продолжительности навигации 200 суток. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском судоходном канале в последние годы составляет 250 суток. По каналу ежегодно проходят более семи тысяч судов грузоподъемностью до шести тысяч тонн и перевозится более 12 миллионов тонн грузов. На весь путь по каналу в зависимости от типа судна затрачивается от 23 до 32 часов. Волго-Донской канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын в годы Гражданской войны и Сталинградской битве в годы Великой Отечественной войны. Так, рядом со шлюзом №10 установлены памятники героям Гражданской войны Александру Пархоменко, Федору Сергееву (Артему) и Николаю Рудневу. С этих мест в 1918 году началось наступление войск Царицынского фронта Красной армии на юг. У выхода из шлюза №13 возведен 16 метровый монумент "Соединение фронтов" скульптора Евгения Вучетича. Здесь 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго Западного фронтов, завершив окружение немецко фашистских войск под Сталинградом. 26 апреля 2007 года президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию предложил разработать проект второй линии Волго Донского канала. В 2014 году было презентовано технико экономическое обоснование проекта, началась его разработка. В 2009 году были начаты работы по разработке и реализации комплексного проекта реконструкции Волго Донского судоходного канала. Завершение всего комплекса работ запланировано на 2018-2019 годы. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников