Войти в почту

Залюбленное поколение

Ольга Филина — о социологическом феномене: дети перестройки воспитали поколение конформистов По всем последним соцопросам молодежи -- ВЦИОМа, ФОМа, НИУ ВШЭ -- выходит, что конфликта отцов и детей в России больше не существует. Это раньше -- и 100 лет назад, и четверть века назад -- именно молодежь выступала на стороне новых идей и ценностей. А вот "дети перестройки" совершили небывалое: воспитали поколение, целиком разделяющее их страхи и разочарования, мечтающее только о стабильности и материальном достатке. Сегодняшние студенты -- такие же, как их родители. Если первые и ждут перемен, то только тех, что не будут им ничего стоить, и мечтают о государстве, которое о них позаботится. В настроениях современной молодежи разбирался "Огонек" Ольга Филина Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ вот уже восемь лет как ищет в России элиту. О результатах поисков завлабораторией Валерия Касамара говорит коротко: "Это наша боль". Ни высоко сидящие политические группы, ни экономические бонзы, ни творческие личности, если внимательно их проинтервьюировать, не отличаются в корне от "среднестатистического россиянина". Горизонт планирования у всех примерно одинаковый, взгляды и жизненные практики тоже. Во всей огромной стране не находится референтной группы, которая бы годилась на роль авангарда и цвета нации, готового за все отвечать. В такой ситуации, как правило, последние надежды возлагаются на молодежь. Если взрослые и активные россияне ничего не хотят и не могут, то уж поколение игрека, зета, Путина и кого угодно еще просто обязано взять инициативу в свои руки. Схожие предположения побудили исследователей из Вышки проанализировать ценности наиболее продвинутой части молодежи -- студентов, причем на небывало обширном эмпирическом материале: было опрошено более 6 тысяч учащихся из 109 вузов, расположенных во всех федеральных округах России. Признаки элитарности, готовность стать агентами развития в молодежных рядах искали с пристрастием. Нашли, однако, что-то еще. Позаботьтесь о нас Из приятного: современные студенты фактически первое поколение в России, не испытывающее ностальгии по СССР. Они бодро смотрят в будущее: 80 процентов уверены, что возможностей для самореализации у них сейчас больше, чем во времена их родителей. Они удовлетворены жизнью, здоровьем и качеством своего образования. Видимо, не так плохо у них и с достатком: только 32 процента вынуждены совмещать учебу с работой. Более того, современные студенты неожиданно спокойно относятся к тем, кто умеет зарабатывать, а 45 процентов из них даже убеждены, что нестарому и здоровому человеку в России быть бедным -- просто стыдно. Наконец, они искренне считают, что воля к успеху, ум, талант и сообразительность у нас значат больше, чем связи и знакомства, и не против заняться предпринимательской деятельностью. 68 процентов российских студентов твердо убеждены: наша страна может существовать только как великая держава. Причем главные характеристики России, которыми молодежь гордится, исключительно экстенсивны -- это большая территория и численность населения Получив такие данные, можно было бы заключить, что сегодняшние 17-22-летние -- за активную инициативу, обладают достаточными ресурсами, чтобы ее проявить, и обеспечат стране желанную модернизацию. Но исследователи имели неосторожность углубить обычный опросник, обнаружив нечто неожиданное. -- Они больше не говорят, что хотят жить, "как в СССР", потому что все главные характеристики, которые их привлекали в СССР, студенты обнаруживают в современной России,-- пояснила Валерия Касамара.-- После Крыма ностальгии не стало: им нравится жить здесь и сейчас. Попутно выяснилось, что коммунизм для отдельно взятого поколения значил вовсе не свободу, равенство, братство, а патриотизм и великодержавность. Юноши и девушки, желавшие возвращения в СССР, вовсе не собирались никого раскулачивать (богатство у них в почете), не хотели трепетать перед начальством (большинство уверено -- "страх не должен быть определяющим мотивом в отношении власти и общества"), а мечтали о парадах и победах, о принадлежности к "державе" просто по факту рождения. Не случайно 68 процентов российских студентов твердо убеждены: наша страна может существовать только как великая держава. Причем главные характеристики России, которыми молодежь гордится, исключительно экстенсивны -- это большая территория и численность населения. -- Те же 68 процентов студентов не хотят уезжать за границу (даже на временные учебу/работу), считая, что им важно быть полезными своей стране здесь и сейчас,-- отметила Анна Сорокина, ведущий научный сотрудник лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ.-- Особенно велико число патриотов в Крыму и Севастополе, а также в Северо-Кавказском федеральном округе. Только 26 процентов учащейся молодежи сегодня подумывают об эмиграции. Исследование, кстати, обнаружило значимую корреляцию между уровнем патриотизма и наличием загранпаспорта: чем больше в том или ином субъекте РФ патриотов -- тем меньше там загранов. Меньше всего их, ясное дело, в Крыму и Севастополе, а также в Северо-Кавказском федеральном округе. По своим идеологическим взглядам "внуки перестройки" тоже оказались левыми. Может, они и говорят о пользе предпринимательства, о привлекательности богатства, но в том, что касается госустройства, настаивают: о всех должно заботиться государство. Против почти 70 процентов молодежи, требующей полных соцгарантий, держатся скромные 22 процента, согласные с тем, что соцгарантии должны предоставляться только тем, кто не может позаботиться о себе самостоятельно. Даже их родители в этом отношении "правее" (о социалистическом уклоне современной молодежи см. "Огонек" N 45 за 2016 год). Впрочем, раз молодежь все устраивает в современной России, стоит признать, что в линейке приоритетов "сохранение больших территорий" для нее пока стоит выше "доступной медицины для всех". Возможно, потому, что больше половины студентов "почти никогда не болеют" и в поликлиники не обращаются. Слишком "само" Еще одна важная черта молодежи, которая традиционно обнадеживала исследователей,-- это стремление к самореализации. Предполагалось, что указанное стремление как-то автоматически ведет к готовности улучшить жизнь вокруг себя, взять ответственность за свое будущее и включиться в "инновационные практики". Но социологи из "Левада-центра" уже в начале 2010-х стали бить тревогу: возможно, фиксируя стремление к "самореализации", наши опросы на самом деле обнаруживали стремление к "самоутверждению" среди молодых, причем к пустому самоутверждению -- "не порождающему новых смыслов"?.. -- В западной практике "самореализация" и индивидуализм считаются чем-то в целом положительным, потому что горизонтальные связи в обществе там достаточно прочные и не дают этим "само-" принять разрушительные масштабы,-- отмечает Наталья Зоркая, руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра".-- Но поскольку у нас горизонтальные связи слабы, в российских условиях эти явления нужно оценивать с большой осторожностью. Молодые всегда отличались тем, что были более ориентированы на самих себя: они общество в обществе. Однако из этого вовсе не следует, что, вырастая, они станут носителями новых идеалов и обеспечат нам успешный "транзит". Это было бы слишком поверхностным выводом. Вот и исследователи из НИУ ВШЭ столкнулись с побочными эффектами молодежной "самости": -- В опросе часто всплывала фраза "я хочу самореализоваться",-- рассказывает Валерия Касамара.-- Вроде бы здорово: человек смотрит в будущее. Но что она значит? А вот что: я хочу путешествовать, я хочу красиво выглядеть, быть интересным человеком, иметь друзей, а государство должно сделать так, чтобы у меня все это было. Студенты хотят красиво жить в сильной и богатой стране, но напрочь не видят, что у каждой медали есть оборотная сторона. Скажем, они хорошо относятся к предпринимательской деятельности и не против быть "бизнесменами". Но когда мы спрашиваем: насколько бы вы хотели в своей работе заниматься новым делом, связанным с риском, выясняется -- никто этого не хочет. Хотят стабильности, зарплат, перспектив -- и не хотят риска. То есть, рассуждая здраво, не хотят ничего предпринимать... На слово "реформы" аллергии у молодежи нет. А вот когда доходит до практики, большинство юных россиян оказываются сторонниками "тонких настроек". В стране все должно быть так подправлено и отреформировано, считают они, чтобы мы не принимали в этом никакого участия Похожим образом юные россияне относятся и к реформам. Если спросить их напрямую: нужны ли реформы стране -- причем не только в сфере экономики, но и политики,-- 75 процентов студентов бодро отвечают: нужны! Но из этого можно сделать только один вывод -- на слово "реформы" аллергии у молодежи нет. А вот когда доходит до практики, большинство юных россиян оказываются сторонниками "тонких настроек". Идеология "тонких настроек", которую, по убеждению ученых из НИУ ВШЭ, исповедуют наши студенты, гласит следующее: в стране все должно быть так подправлено и отреформировано, чтобы нас это никак не задело. И чтобы мы, конечно, не принимали в этом никакого участия. -- Студенты сегодня, как и большая часть россиян, недовольны качеством российской элиты,-- продолжает Валерия Касамара.-- Но в отличие от многих других россиян они могли бы надеяться, что со временем сами станут этой элитой... Но нет. На элиту взгляд исключительно пассивный, внешний. Причем это утверждение справедливо и в отношении студентов собственно элитарных вузов -- МГУ, МГИМО, которых мы отдельно опрашивали пару лет назад. Они ничем не отличаются от основной массы российского студенчества, а само студенчество -- от массы россиян. Минус один конфликт Более того, в целом жизнерадостные студенты сохраняют даже фантомные боли и страхи своих старших соотечественников. Скажем, 66 процентов юношей и девушек боятся угрозы мировой войны, 69 процентов -- обеспокоены неопределенностью будущего нашей страны, а 55 процентов тревожатся из-за угрозы разрушения современной цивилизации... Когда лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ проводила похожий опрос в Принстоне, оказалось, что ничтожное количество американских студентов боится чего-то подобного (см. "Огонек" N 12 за 2017 год). Это мы без образа врага никаких не можем, и сердцу -- хоть пой, хоть не пой -- постоянно тревожно в груди. Страхи молодых россиян, конечно, поддерживаются современным информационным полем, но даже его влияния для такого стойкого воспроизводства фантомов было бы недостаточно. Заметим, что студенты -- уже не телеаудитория, подавляющее большинство опрошенных ребят узнают новости из социальной сети "В контакте" (и здесь, кстати, опровергается утверждение, что переход от телевизора к интернету в корне меняет взгляды человека и делает его "либеральнее"). Фантомы, утверждения и установки, похоже, хорошо воспроизводятся в семьях, в самых сокровенных глубинах общества. В этом месяце ФОМ опросил подростков 15-17 лет, узнав у них, какие новости "из жизни страны и мира" они обсуждали в последнее время со своими родителями. Вот топ-5 тем: теракт в Санкт-Петербурге, события на Украине, нестабильная ситуация в мире -- войны и теракты, обстановка в Сирии, акции протеста 26 марта. Какая картина мира может быть в голове у подростка, выросшего на таких "новостях из жизни"? Конечно, апокалипсическая. Захочешь тут чего-то предпринимать... Идеалы красивой и богатой жизни без проблем в этой связи можно воспринимать и как эскапизм ввиду неуютной реальности. -- Мы много думали над результатами своего исследования, пытаясь понять, почему современные студенты в России кажутся такими инфантильными: хотят всего и сразу, не желая ни в чем участвовать,-- рассуждает Валерия Касамара.-- Одно из объяснений может быть связано с особенностями их воспитания. По родителям сегодняшних студентов распад СССР ударил больно -- это молодежь 1990-х, которая должна была пробивать себе дорогу в новых условиях. Какие бы идеалы ни были в головах у той молодежи, повзрослев, на первое место она поставила материальные ценности. И, родив детей -- сегодняшних студентов,-- она очень хотела обеспечить им "достойную жизнь". Если не оставил ребенку квартиру, не можешь помочь ему материально, пусть даже своей пенсией, ты плохой родитель по меркам современной России. Гиперопека привела к инфантильности детей. Скажем так: воспитание в духе протестантской этики у нас не прижилось -- и сегодня мы видим последствия. Возможно, со временем именно провал "реформы воспитания" будет назван самой большой неудачей 1990-х. Но пока о том периоде не принято думать: согласно данным "Левада-центра", 90 процентов молодых людей в принципе не знают, что происходило в августе 1991-го. Начало новой России надежно стерто из памяти и студентов, и их родителей, чтобы жить "как в СССР". А то, что современные студенты очень похожи на старшее поколение, кому-то может даже нравиться: скажем, ВЦИОМ в конце прошлого года обнаружив исчерпанность конфликта "отцов и детей" на российской почве, трактовал данный факт как залог стабильности. Воспитали себе подобных -- это ли не счастье?.. Только не надо теперь ждать от них ничего нового и учить их ответственному поведению -- лучше помогите материально.

Залюбленное поколение
© Журнал "Огонек"