«Таганка» попросила прощения у Рыцаря Юрия Любимова, поставив последнюю пьесу Пушкина

Все смешалось в «Театре на Таганке» - рыцари, нувориши, Пушкин, Гоголь, Кафка, театр, кино, люди, призраки, ангелы, демоны, демократы и рабы...Премьерная постановка Тимура Бадалбейли «Сцены из рыцарских времен» посвящена основателю «Театра на Таганке» Юрию Любимову. Одному из самых сильных, великих рыцарей 20 века. Рыцарей на сцене и рыцарей в жизни. Борца за свободу и за справедливость. Любимов за свою долгую жизнь (ушел в возрасте 97 лет) неоднократно обращался к творчеству и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя, и к рыцарям разных эпох, включая русских декабристов (спектакль «Товарищ, верь»). Будучи актером на сцене вахтанговского театра, Любимов играл Моцарта в постановке Евгения Симонова «Маленькие трагедии» по Пушкину. Но в новом спектакле новой Таганки под руководством актрисы Ирины Апексимовой появляется с речью не Моцарт, а его антипод, его отравитель (по Пушкину) - Сальери (актер Дмитрий Высоцкий). Придворный композитор возникает для того, чтобы сказать о гениальном Моцарте «Наследника нам не оставит он». Эта фраза имеет прямое отношение к личности Любимова, оставившего огромное наследство, но не наследника. Но главный герой этого спектакля - Франц (Филипп Котов). Так зовут героя в пьесе Пушкина «Сцены из рыцарских времен», так звали одного из любимых писателей Юрия Любимова Кафку (режиссер поставил на сцене Таганки «Замок» Кафки, который упоминается в этой премьере) и в истории был немецкий рыцарь Франц фон Зиккинген. В средневековом замке Эбернбург рыцарю Францу установлен памятник. Франц был особенным рыцарем - самым свободным из всех рыцарей, хотя и служил Максимилиану Первому и Карлу Пятому. Франц был покровителем бедных людей и борцом за справедливость. К концу жизни Францу удается стать свободным, истребив из себя все рабство мира. Только какой ценой? Франц все потерял - деньги, любимую, отца, дом, терпел лишения, унижения, но пришел к высшей свободе и к высшему рыцарству, потому что ничего не взял за свои подвиги. Ни одной копейки. Все отдал людям, как это сделали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Высоцкий (его образ тоже есть в этом спектакле) и, конечно, Юрий Любимов. Деньги в сложное экономическое время стали причиной раздора между Юрием Любимовым и его труппой. Но рыцарь Любимов, как и Франц, ушел, оставив театр, спектакли людям. Прошло мало времени с ухода Юрия Петровича, и до конца мы еще не можем оценить все, что происходило еще пять лет назад в «Театре На Таганке», но это рыцарское посвящение Любимову - не только признание в любви Мастеру, но и попытка извиниться за то, что предали своего Рыцаря и бросили. Посвящение - немножко ироничное, немножко робкое, по большому счету, мальчишеское, ученическое, но при этом явное, искренние и красивое. С номерами из лучших спектаклей Любимова, с его голосом и с его прочтением стихов Александра Сергеевича. Пушкин, по мнению Юрия Любимова, тоже был Рыцарем: - Что ему, несчастному, не жилось? Его ведь любили? Но он постоянно был в экстремальных ситуациях, - объясняет Юрий Любимов актерам в записи.

«Таганка» попросила прощения у Рыцаря Юрия Любимова, поставив последнюю пьесу Пушкина
© Вечерняя Москва