На клавишах души

Народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Бурдонский ушел из жизни на 76-м году жизни, оставив после себя множество талантливых спектаклей в репертуаре Центрального академического театра Российской Армии. «Известия» предлагают вспомнить его лучшие постановки. «Серебряные колокольчики» Пьесу «скандинавского Шекспира» Генрика Ибсена «Йон Габриэль Боркман» редко можно было увидеть на российской сцене. До Александра Бурдонского ее ставили всего дважды — в 1904 и 1969 годах. К премьере трагикомедии в двух частях, получившей название «Серебряные колокольчики», режиссер шел несколько лет и воспринял этот проект максимально лично. Бурдонский развернул на сцене трагедию собственной жизни, рассказав ее с помощью текста Ибсена. Когда речь идет о смене имени, которое руководит человеком, нельзя не усмотреть здесь параллели с судьбой самого режиссера — внука Иосифа Сталина. «Чайка» Чеховская «Чайка» в постановке Александра Бурдонского считается одной из лучших работ режиссера. В качестве эпиграфа к спектаклю были выбраны слова из Ветхого Завета: «Так, не из праха выходит горе и не из земли вырастает беда, но человек рождается на страдание, как искра, чтобы устремиться вверх». И актеры, и зрители, по замыслу Бурдонского, должны были испытать нравственное очищение. В результате получился спектакль-эксперимент, сыгранный в камерном пространстве, где все присутствующие буквально смотрят друг другу глаза в глаза. «Игра на клавишах души» Пьесу молодого немецкого драматурга Нино Харатишвили «Лив Штайн» про пианистку, которая давно покинула сцену, Бурдонский взял специально под Людмилу Чурсину — актрису, с которой режиссер особенно любил работать. Главная героиня не так давно потеряла сына. Знакомство с девушкой Лорой, подругой погибшего, позволяет несчастной матери открыть для себя истинный мир чувств своего сына. Спектакль Бурдонского рассказывает о мире, в котором люди перестали чувствовать и замкнулись в себе. «Дуэль королевы» В 2001 году Александр Бурдонский представил свою интерпретацию пьесы Джона Марелла «Смех лангусты». Произведение, посвященное Саре Бернар, лежало у режиссера более двадцати лет, прежде чем дошло до сцены ЦАТРА. Бурдонского заинтересовала личность легендарной актрисы, а потому сценарий он выстроил вокруг монологов Бернар. Действующих лиц в спектакле всего двое — Сара Бернар (Алина Покровская) и Жорж Питу (Игорь Марченко). «Васса Железнова» Спектакль Александра Бурдонского «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького был посвящен не столько политическим вопросам, сколько человеческой душе. Будущее человечества символизирует мальчик Колька. Режиссер задается вопросом, кто поведет его за собой: Васса, со всеми своими талантами и грехами, или Рашель, с идеалистическими представлениями о жизни? Финал Максима Горького, однако, Бурдонский заменил. Спектакль завершается криком Людочки: «Мама!». Как позже признавался режиссер, это и его собственный вопль отчаяния.

На клавишах души
© Известия