Войти в почту

Герои Шекспира на родине Гамлета

История сотрудничества Российского центра науки и культуры в Дании и Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова началась осенью 2014 года, когда в Копенгагене русская публика овацией провожала со сцены артистов спектакля “Двое на качелях” по пьесе У. Гибсона. Повторное приглашение не заставило себя ждать: в 2015 году ульяновцы привезли в Данию две постановки: “Другой человек” по пьесе П. Гладилина и “Азбука хорошего поведения” по стихам А. Усачёва. Опыт общения с детьми, для которых русский – не основной язык общения, подтвердил, что театральное искусство с легкостью преодолевает языковой барьер и культурные различия. Для очередных гастролей на датской сцене театр выбрал спектакль “Яго, или Трактат о платке”. Роли Отелло и Дездемоны исполнили заслуженный артист России Михаил Петров и актриса Дарья Долматова. - Любой спектакль на гастролях приходится несколько адаптировать под новую площадку и для нового зрителя , - поделился впечатлениями Михаил Петров. – На сцену Российского центра науки и культуры в Копенгагене в отличие от моих коллег я вышел впервые – и был не совсем готов к тому, что увидел. Зрители сидели близко от сцены – приходилось как бы приглушать себя, работать более интимно. При этом публика оказалась настолько живой, по-хорошему наивной, что постепенно практически вступила с нами в диалог. Они реагировали на происходящее, включились в конфликт между Яго и Отелло – казалось, вот-вот были готовы начать с нами спорить. А после завершения спектакля активно обсуждали с нами героев и подарили не только цветы, но и по шоколадке мне и исполнителю роли Яго Марку Щербакову – чтобы наши герои наконец примирились. Дарья Долматова в Дании сыграла уже три спектакля: “Другой человек” по пьесе П. Гладилина, “Азбука хорошего поведения” по стихам А. Усачева – и “Яго, или Трактат о платке” К. Ходикян. По словам актрисы, к гастролям нельзя привыкнуть, и встреча с иностранной публикой всякий раз становится проверкой творческих сил. О том, что ульяновские лицедеи эту проверку прошли успешно, свидетельствуют полные залы и овация на финальном поклоне. Кроме того, артистам довелось проявить талант в рукоделии. Дарья Долматова и Михаил Петров, к примеру, занялись… вышивкой: при подготовке элемента декорации спектакля с помощью огромной иглы аккуратными стежками они сшивали полотнища будущей исповедальни. В прошлом году режиссер спектакля Акоп Казанчян ввел на роль Яго артиста Марка Щербакова. Впервые в этом образе актер вышел на сцену в Ереване – на Международном шекспировском театральном фестивале имени В. Папазяна. Постановка обрела новое дыхание и после триумфального показа на фестивальной площадке вернулась в репертуар Малой сцены. Одним из ярких впечатлений для Марка Щербакова стал День Победы в Дании. Празднования завершились накануне прилета ульяновских актеров, и в городе нередко можно было встретить георгиевские ленты, а коллеги по театральному цеху с гордостью рассказывали, что в Копенгагене также прошла акция “Бессмертный полк” - большое шествие, ради которого перекрыли несколько улиц столицы Дании. Главным итогом гастрольной поездки стало приглашение вновь посетить Копенгаген, которое получили ульяновские актеры. Справка "Ревизора": Пьесу “Яго, или Трактат о платке” по мотивам трагедии У. Шекспира “Отелло” написала армянский драматург Каринэ Ходикян. Три персонажа – Яго, Дездемона и Отелло – пробуют разобраться, что же произошло более 400 лет назад на острове Кипр. Каждый из них соревнуется за главенство в культовом шекспировском сюжете о “платке и его метаморфозах”, превращая действие то ли в фарс, то ли в увлекательный “судебный процесс”. Фокусник Яго задает тон отношениям Отелло и Дездемоны, которые предстают перед зрителями то дряхлыми стариками, то страстными возлюбленными. Герои ироничной истории ищут ответы. Лучше ли умереть в любви, чем пережить предназначенный финал? Виноват ли Яго во всей этой истории, или ее течение было неизбежным? Наконец, а был ли вообще пресловутый платок ведьмы-египтянки? Из истории театра: Первым дорогу в театральную Данию проторил наш земляк Анатолий Устюжанинов. В 1996 году он сыграл главную роль в спектакле “Ленин”, поставленном на сцене театра “XX век”. В день открытия фестиваля в Орхусе спектакль посетила королева Дании Маргарет – и пожелала в антракте встретиться с исполнителем роли вождя мировой революции. Анатолий Устюжанинов вспоминал: “Извините, - начал я, пожимая королевскую руку, - не могу снять головной убор, чтобы не лишить вас иллюзии встречи с моим героем. Природа не подарила мне сходства в этой части… Она расспрашивала о работах в кино, о моих спутниках, интересно ли работать с датскими актерами… “ Позднее режиссер театра шутил, что присутствовал при историческом моменте – встрече Королевы Дании и Ленина.