О наболевшем: дураках и дорогах на сцене МХТ

Марина Брусникина вновь обратилась к современной драматургии и на Новой сцене МХТ поставила пьесу уральского драматурга Ивана Андреева «Боюсь стать Колей».Поезд с пассажирами в спектакле «Боюсь стать Колей» идет из Уфы в Екатеринбург. В пути - 16 часов. За это время герои постановки успевают рассказать всю свою жизнь и дать советы друг другу. А также влюбиться, передумать жениться, подраться. Да, здесь все жестко - и с нецензурной лексикой. Правда, матерится только одна героиня - умная, интеллигентная и добрая Полина (Ольга Литвинова) исключительно потому, что скверные слова делают ее более защищенной и дерзкой. Чувствуется, что не только герой Данилы Стеклова - Алик влюблен в Полину, но и автор пьесы Иван Андреев. Алика избил сосед в вагоне поезда дальнего следования Толик (Армен Арушанян) за то, что тот слишком много из себя воображает. На вопрос Полины «Не больно?» Алик отвечает дословной фразой героини Ренаты Литвиновой из фильма Алексея Балабанова : «Мне не больно». Еще одно совпадение: в день премьеры на Основной сцене МХТ Рената Литвинова представляла режиссерский дебют по своей первой пьесе «Северный ветер», где вдова культового режиссера Надежда Балабанова была консультантом по костюмам. Кроме того, молодой драматург Андреев живет на родине Балабанова - в Екатеринбурге. От первой сцены спектакля до последней герои - мужчины и женщины, парни и девушки «пьют, курят и матерятся». Как это делают люди в поездах. Или делали несколько лет назад, когда автор написал пьесу по следам своей бурной деятельности. Сейчас в поездах запрещают пить, курить, не говоря уже о драках. Но все это было еще вчера. Теперь о главном страхе, о котором идет речь в названии. Кто же этот антигерой Коля (Валерий Трошкин)? В него боится превратиться Алик. Слесарь, подкаблучник, тряпка, размазня, который стал мужем-слугой своей разбитной жены Тамары (Янина Колесниченко) потому, что имел неосторожность женится на ней «по залету». В Советском Союзе, откуда едет Коля, таких горемычных мужчин - едва ли не половина страны. В спектакле вспоминается та эпоха, с дефицитом контрацептивов. Можно представить - сколько лишних, случайных людей родилось в СССР? Не по любви, а по случайности. А вот Алику хочется большой любви. И Полине хочется. И чтобы без манипуляций и спекуляций. Алика окрутила прыткая журналистка, забравшись ночью в его палатку (он - молодой ученый), под тем предлогом, что ей одной страшно, и там, в палатке, он попал на крючок...Почти. К какому решению в конце пути, когда поезд дойдет до Екатеринбурга, придет Алик - оставим для интриги. И еще одно предупреждение (кроме ненормативной лексики: спектакль 18+) - для тех, у кого нервный тик - лучше не смотреть. Весь спектакль актеры трясутся... Железная дорога, видимо, от Уфы до Екатеринбурга - не сильно гладкая. Впрочем, Пушкин предупреждал, говоря, что «в России две беды: дураки и дороги» (в спектакле эти две беды как близнецы-братья). ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Режиссер Марина Брусникина: - Иван Андреев – молодой талантливый автор. Мне кажется, это очень важно – слышать молодые голоса, знать, что новое поколение думает о нашей сегодняшней жизни. Главный герой пьесы тоже очень молод. Он едет из Башкирии в Екатеринбург в плацкартном вагоне, наблюдает жизнь и описывает происходящее в письмах к своей невесте. В этой истории, написанной с невероятным чувством юмора, отражается наша реальность, там все узнаваемо.

О наболевшем: дураках и дорогах на сцене МХТ
© Вечерняя Москва