Андрей Кончаловский: «Отстали – и слава Богу!»
Народный артист РСФСР, обладатель «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля, режиссёр и сценарист Андрей Кончаловский впервые посетил наш город, где провёл большую творческую встречу в рамках культурной программы, посвящённой двойному юбилею: в 2017 году Кончаловскому исполняется 80 лет, 55 из которых он посвятил кино. Конечно, режиссёр много говорил об искусстве, но этот тур – ещё и подведение итогов, поэтому мэтр много размышлял о жизни, смерти, родине и любви. «ОГ» выбрала самые яркие цитаты, прозвучавшие в этот вечер. Что такое художник? Когда я делаю фильм, то беседую со зрителем при помощи трёх чувств – страха, сострадания, радости. Это как балалайка – три струны, и больше ничего нет. Если в кино и театре вы смеётесь или плачете, то в вас проснулся ребёнок. Все мы дети в глубине души. А взрослых, обременённых, с мозолями и больной поясницей, очень сложно заставить стать ребёнком. И если на какое-то мгновение в вас проснулось детское чувство веры – значит, я достиг результата. На своей последней картине «Рай» я попросил поставить объявление – не пускать в кинозал людей с попкорном. Среди любителей этого дела возникло возмущение: как это вообще? В театре, слава богу, не жуют попкорн. Как и в консерватории. Вот как только в консерватории начнут его жевать, то всё, кирдык, кончилось искусство совсем. Россия – феноменальная страна с великим будущим. Все сейчас говорят про санкции. Но если выключить в России электричество, газ и вообще всё – ничего не случится. А в западных странах это вызовет революцию. Мы же тысячи лет живём под санкциями. Это очень важно, в этом наша сила. Хотя такое терпение порой приводит и к недостаткам – люди привыкают терпеть всё на свете. Мы не доползли до пропасти, до которой дошёл самый передовой мир. У нас хоть театр остался. Мы вообще отстали, и слава Богу. Религиозное чувство – это не нательный крестик, это такая интимная вещь. Религиозный человек, как правило, мало говорит о своей религиозности. Чем ближе к концу, тем больше любишь окружающих людей. Если переместить любого из нас в капсулу с чёрной икрой, шампанским и лучшими книгами и запустить в космос, вы скоро попроситесь обратно домой. Вам нужны будут ваши противные соседи. Большая ошибка думать, что если бы чего-то не было, то нам было бы хорошо. Несчастны люди, которые хотят конца. Ещё больше несчастны те, кто приветствуют свой конец, поэтому счастье, наверное, когда просто понимаешь, что каждый день – это последний день твоей жизни. И первый. На роль Аси Клячиной я искал обыкновенную деревенскую девушку, но не нашёл нужный характер и внешность. Тогда попросил сыграть Ию Саввину, она подходила под мои требования. Похожая ситуация была на фильме «Белые ночи почтальона Тряпицына». Тогда все актёры были непрофессионалы, кроме одной – Ирины Ермоловой из Екатеринбурга. И она прекрасно исполнила роль. Особое мнение На творческом вечере режиссёр отвечал на вопросы зрителей. Один из них, что было предсказуемо, коснулся критики его младшего брата – Никиты Михалкова – Ельцин Центра. «Наконец-то!» – улыбнулся Кончаловский и дал свой ответ: – Мы с братом – люди разных темпераментов. Два года назад китайского руководителя спросили: как вы относитесь к Французской революции? Он сказал: вы знаете, прошло всего 200 лет, слишком рано говорить. Это значит – оценки давать легко, но очень легко ошибиться. Поэтому вот так вот судить, говорить, это плохо или хорошо, мне сложно. Во-первых, я не уверен. Во-вторых, я посетил Ельцин Центр – это интересное, серьёзное предприятие. Такое учреждение нужно. Это первый музей президента. Во-вторых, Ельцин, хотим мы того или нет – уникальная фигура. Он руководил гигантской страной, которой управлять очень трудно. Он абсолютно русская фигура со всеми недостатками и достоинствами. Когда смотришь на это, понимаешь, что музей очень важен. Опубликовано в №86 от 18.05.2017