По Булгакову: пять актуальных постановок классических текстов
15 мая родился русский писатель, драматург, театральный режиссер Михаил Афанасьевич Булгаков. Ко дню рождения мастера m24.ru подготовило обзор лучших спектаклей по его произведениям, которые можно успеть увидеть в уходящем театральном сезоне. "Бег". Театр имени Вахтангова Восемь мрачных снов Конец Гражданской войны. Остатки белой армии лихорадочно сопротивляются красным на Крымском перешейке. Лихорадит здесь всех – булгаковские герои существует в спектакле в непрекращающейся нервной тряске. Юрий Бутусов вольно обращается с классическим материалом – действие "Бега" в его постановке непредсказуемо. Единственные легко угадываемые сюжеты – любовные терзания между приват-доцентом Сергеем Голубковым (Сергей Епишев) и Серафимой Корзухиной (Екатерина Крамзина) и история белого генерала Романа Хлудова (Виктор Добронравов). Сценография достаточно минималистична. Все предметы на сцене – из разных эпох: табуретки, старый патефон и лопаты, белые пластиковые стаканчики. Время условно, хотя в пьесе обозначено вполне конкретно. Цветовая палитра довольно предсказуема – черно-белая с вкраплениями красного. Зато музыка в постановке звучит не самая очевидная – например, на мнимый поклон главные герои выходят под песни украинской группы "Океан Эльзы". Одна из самых ярких пьес знаменитого русского писателя долгое время была под запретом. За 87 лет, прошедших с момента первой публикации, ее ставили всего несколько раз. Версию Юрия Бутусова называют самой экстраординарной. Почерк режиссера легко узнаваем: он, как обычно, превращает классику в собственное высказывание. Свойственный Бутусову нелинейное повествование и булгаковский "Бег" сошлись идеально: пьеса состоит из восьми снов, порядок которых режиссер определяет сам. "Мастер и Маргарита". Студия театрального искусства Шизофрения в двух частях Женовач редко ставит популярную классику: если берет Чехова, то не "Три сестры", а малоизвестные "Три года", если Гоголя, то "Игроков", а не "Женитьбу". И вдруг "Мастер и Маргарита", роман, истерзанный уже всеми: и в театре, и в кино. Правда, ждать классического повествования не стоит, все-таки за дело взялся мастер психологического театра. В спектакле Женовача герои самого известного романа Булгакова превратились в пациентов клиники Стравинского. В психушке оказались не только Мастер (Игорь Лизенгевич) и Маргарита (Евгения Громова), но и страдающий мучительными приступами мигрени Понтий Пилат (Дмитрий Липинский), и поэт Иван Бездомный (Иван Янковский), и Иешуа (Александр Суворов). В своем уме только Воланд (Алексей Вертков) и его верная шайка: Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и Гелла – они становится санитарами. Весь мир оказывается под покровительством дьявола. Так что главный герой здесь именно Воланд. Как ни странно, в такие обстоятельства отлично укладываются три линии романа. Сценография – сплошной минимализм. Никаких признаков Ершалаима или булгаковской Москвы. Все пространство занавешено обычными больничными пододеяльниками. В нижнем ящике писательского стола горит рукопись Мастера (горит по-настоящему!). И таких визуальных находок в постановке много. Ждать стоит и неожиданных фокусов, ведь к работе был привлечен иллюзионист Артем Щукин. С премьерных показов "Мастера и Маргариты" в СТИ прошло всего два месяца, но спектакль уже заслужил неофициальный статус "сенсации сезона". "Театральный роман". Мастерская Петра Фоменко Исповедь "фоменок" Это один из последних спектаклей ушедшего из жизни Петра Фоменко. Над постановкой он работал вместе с актером Кириллом Пироговым, выступившим здесь и в качестве режиссера, и как исполнитель одной из главных ролей – начинающего драматурга Максудова. Петр Фоменко предложил роман Булгакова для самостоятельных работ. Несколько актеров вызвались прочитать булгаковские отрывки, и после года репетиций спектакль был готов. Постановка получилось ироничной и веселой. "Театральный роман, или Записки покойника" – это спектакль о благополучном театре, который, пересекая 20-летний рубеж, рискует забронзоветь. Единственное лекарство здесь – самоирония. Актеры мастерской Фоменко шутят: работа над постановкой фельетона велась в порядке профилактики, чтобы самим не зазнаться. У Булгакова речь идет о конкретном театре – МХАТе. Спектакль Фоменко тоже посвящен конкретному театру – Мастерской Петра Фоменко. Режиссер не ставил перед собой цели воспроизвести прототипы Булгакова. Упор был сделан на то, чтобы найти сходства с собой, обличить и смешное и грустное – в своем "Театральном романе" "фоменки" смеются сами над собой. "Кабала святош". Театр Российской армии Эпоха Короля-солнца Пьеса "Кабала святош" (или "Мольер") считается чуть ли не самой загадочной и востребованной у российских драматургов. Впервые спектакль поставили в 1936 году во МХАТе, но после семи показов сняли с репертуара. "Мольер" в театре Российской армии – это уже третье обращение режиссера Бориса Морозова к произведениям Булгакова. Премьера состоялась в Москве совсем недавно, в конце апреля. Ранее были "Луна в форточке" в Театре имени Пушкина и "Зойкина квартира" на Бродвее в Нью-Йорке. В центре дворцовой интриги – любовь драматурга Жан-Батиста Мольера (Андрей Егоров) и юной актрисы Арманды Бежар (Елена Сванидзе). Богатые наряды, изысканные манеры, любовь, театр, шик – эпоха "Короля-Солнца" Людовика XIV в спектакле воссоздана превосходно. Но Морозов добавляет новые смыслы классическому сюжету. Это спектакль о жизни, похожей на пьесу, и о пьесе, так похожей на жизнь. Ведь театр есть не только у Мольера – театральны и судьба короля Людовика, и заговоры архиепископа Шарона, и даже личная жизнь Булгакова. Только летающий вдоль сцены шелковый занавес, стирая эпизод за эпизодом, напоминает: в жизни, как и в театре, возможно все. Одно лишь известно точно: клавесин в спектакле настоящий. "Зойкина квартира". Театр Эрмитаж Если хочется классики Действие происходит во времена НЭПа, в Москве в 1920-х годах. Тридцатипятилетняя Зоя (Дарья Белоусова) открывает на своей квартире швейную мастерскую. А под ее прикрытием устраивает дом свиданий. Помогает ей мошенник Аметистов (Петр Кудряшов) и бывший дворянин, возлюбленный Зои Абольянинов (Борис Романов). Зоя надеется заработать деньги и во Францию. Достижение мечты кажется совсем близким, ведь поначалу ее бизнес развивается весьма успешно. Один из главных клиентов Зои становится коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный (Сергей Олексяк), который видит в Зое черты своей любовницы Аллы (Ирина Качуро). Но на счастливый финал рассчитывать не стоит. Режиссер Михаил Левитин от текста Булгакова далеко не отходит. В своем спектакле он отлично передал весь нэпманский шик и блеск – и в костюмах, и в декорациях, и даже в манерах главных героев. В постановке использована музыка Бортнянского, Верди, Гуно, Рахманинова, Вертинского. По всем правилам академических постановок, режиссер сохраняет все детали текста. На выходе – почти три с половиной часа патефонных записей, любовных интриг и остроумных булгаковских диалогов.