Эндрю Уайет. Искусство быть одиноким
Эпоха модернизма в США протекала весьма своеобразно. Традиция реализма, которая шла ещё от таких художников как Уинслоу Хомер и Томас Икинс сливалась с европейскими веяниями − кубизм, экспрессионизм, магический реализм. В бурлящем котле соседствовали экспрессивная беспредметная живопись Джексона Поллока и тихий, немного тревожный, реализм Эдварда Хоппера и Эндрю Уайета. Его картины можно увидеть в самых знаменитых музеях США − в Нью-Йорке, Филадельфии, Вашингтоне. Полотна американского художника Эндрю Уайета можно читать как книги. В них раскрыты незаметные жизни простых обывателей, поэзия американской глубинки. "Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи" , − говорил Холден Колфилд в романе "Над пропастью во ржи". И кажется, что это поле изображено на одной из картин Уайета. В его особенном мире. Затворнический образ жизни, который Уайет поддерживал на протяжении долгих лет, помогал ему в написании полотен и передаче очень личных эмоции. Герои его картин − соседи, друзья, знакомые − жители маленьких городков. Ветер с моря. 1947. Источник: artchive.ru Эндрю Ньюэлл Уайет родился 12 июля 1917 года в Чеддс-Форд, штат Пенсильвания в семье известного художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета. Отец учил Эндрю живописи, в их доме часто гостили знаменитые художники. Уже в 1937 году состоялась первая персональная выставка молодого Уайета. Акварельные пейзажи штата Мэн имели большой успех, и художник утвердился в выбранном стиле. Постепенно он перешёл от акварели к темпере − краска на яичном желтке, куда более сдержанная и соответвующая стилю Уайета. " Обманчиво гладкий покров темперы − как крышка на котле, из которого рвутся эмоции", − замечает биограф художника Ричард Меримен. Самая известная картина Эндрю Уайета "Мир Кристины" связана с историей семьи Олсон, жившей по соседству с художником на небольшой ферме в городе Кушинг штата Мэн. Кристина Олсон сразу привлекла его внимание. Девушка была больна полиомиелитом, она не могла ходить, однако при этом не пользовалась коляской. Она перемещалась ползком по дому и огороду. Художник однажды заметил её на поле около фермы. Его поразила сила духа девушки. Взгляд её устремлён к дому − то ли с горечью, то ли с надеждой. Зритель не видит лица девушки, но он всё понимает. Картина "Мир Кристины" стал символом американского реализма как "Американская готика" Гранта Вуда. Фото: Флаг битвы. 1987. Источник: artchive.ru Многие критиковали Уайета. Его называли сентиментальный, чересчур эмоциональный и шаблонным. Из-за популярности среди народа его картины порой причисляют к поп-культуре. "Я думаю, что люди всегда находят печальными картины, которые созерцательны и молчаливы, которые представляют человека в одиночестве. Неужели причина в том, что мы утратили искусство быть одинокими?" − замечает художник. Его влияние на современную культуру очевидно. Мир и атмосфера картин Уайета напоминают фильмы Терренса Малика, такие как "Дни жатвы" (1978) и "Пустоши"(1973). Сильное визуальное повествование, отстраненная атмосфера, частое изображение природы в естественном освещении. Фото: Пустоши_реж. Терренс Малик. 1973. Источник: cathshow.ru Фото: Дни жатвы, реж. Терренс Малик. 1978 Источник: gmtrailers.ru В 1986 году была обнародована серия картин "Хельга", над которыми художник работал около десяти лет. С Хельгой Тесторф Уайет познакомился, когда в начале 70-х она приехала погостить к семье Кёрнеров, живших по соседству. Она сразу привлекла его своей необычной внешностью иностранки. Холодный и печальный взгляд девушки вдохновили художника. Эту связь он держал в тайне от всех. Когда картины увидели свет его жена Бетси Джеймс на все вопросы журналистов коротко отвечала: "Это любовь". Она отнеслась к этой ситуации мудро и заявила, что "искусство выше отношений". Жена очень много сделала для Уайета. Она понимала его искусство, поддерживала и вела его дела в качестве агента и менеджера − договаривалась о выставках, общалась коллекционерами. Уайет писал Хельгу еще несколько лет, а потом перешёл на других моделей. Муза как источник иссякла. “Эндрю загорается людьми, испытывает к ним теплые чувства. Но я сомневаюсь, чтобы он их любил”, − писал о нём его друг Эндрю Уильям Фелпс. Фото: Косы (из серии Хельга). 1979. Источник: artchive.ru Есть что-то особенное в этих пейзажах, в этих портретах. Что-то неуловимое и в то же время предельно близкое. Как пишет Ричард Мэримен: "Я думаю, секрет живописи Эндрю Уайета (как, впрочем, и всякого искусства) в том, что его картины способны выразить чувства, которые для большинства людей невыразимы, но узнаваемы".