Стены вместо сцены: как в подвалах Хитровки появился современный театр

Театральная студия арендовала помещение, использовавшееся под склад, и открыла в нем экспериментальную театральную площадку под сводами XVIII–XIX веков. В семь часов вечера несколько красиво одетых людей ищут в темноте Подколокольного переулка вход в нужный им двор. Сто лет назад такое занятие могло бы стоить им жизни – это место было частью Хитровки, самого криминального района Москвы. А сегодня компания идет на спектакль в культурный центр "Хитровка", открывшийся здесь в апреле прошлого года. За год в нем прошли мероприятия, сильно различающиеся по жанрам и темам: от постановок об эпохе 1990-х годов до лекций о системе Станиславского и спектакля-квеста. Корреспондент m24.ru Светлана Кондратьева побывала на новой площадке и узнала, как историческое пространство влияет на спектакли и репертуар, зачем оставлять в интерьере кусок советского кафеля и как сделать местных жителей соавторами событий. Подвалы – для истории, белый зал – для перформанса "Приветствуем вас в наших стенах! Точнее, под сводами", – говорит в начале спектакля администратор. Действительно, первое, на что обращают внимание посетители – массивные кирпичные своды, очищенные от слоев краски и покрытые лаком. Еще несколько лет назад здесь были обыкновенные склады. Потом сюда пришли люди искусства, а они, как известно, преображают все вокруг. "Девять лет назад мы решили создать актерскую школу для взрослых людей, интересующихся театром. С арендодателями была договоренность, что сначала мы занимаем небольшое помещение над подвалами. Остальное мы сами освобождаем от мусора, ремонтируем и делаем новое наполнение, – рассказывает директор "Хитровки" Екатерина Усовецкая. – Конечно, мы знали историю района, поэтому предложили создать здесь культурный центр, который опирался бы на нее". Школа начала проводить занятия и поэтапно вкладывалась в ремонт. Под современным Белым залом находилось три помещения со сводами XVIII–XIX веков. Было решено убрать все наслоения, оставить чистый кирпич, ничем его не декорируя и не дополняя, и настелить новые полы. Лишь в одном месте сохранили полоску кафеля как след в истории XX века – несколько десятилетий помещения использовались под столовую. Организаторы шутят, что если пройтись по всем залам – получится как бы путешествие сквозь четыре века. А еще во время ремонта здесь нашли небольшой клад – старинные кольца, монеты и ключи. "Необычное пространство диктует свои правила. У нас нет сцены и кулис, все помещения – трансформеры. Белый зал рассчитан на современные постановки, а также танцевальные программы и перформансы. В Арт-зале, самом большом из трех исторических помещений, тоже проходят спектакли, причем там никто не использует декораций, своды сами по себе создают выразительную атмосферу. В среднем по размерам зале мы обычно проводим лекции и концерты. Между этими двумя пространствами – фойе, где мы устраиваем небольшие выставки", – объясняет Екатерина. Спасти Станиславского Помещения культурного центра очень удачно подхватывают местный фольклор. Можно, например, пройтись по Хитровской площади и представить, как ее благоустраивали после 1812 года. Живший неподалеку генерал-майор Николай Хитрово выкупил стоявшие здесь полусгоревшие владения, снес их и подарил получившееся общественное пространство городу. В конце XIX века место стало выполнять функцию биржи: сюда приходили бедняки, бывшие крестьяне, ссыльные, чтобы наняться на временную работу. Они жили в местных ночлежных домах, так что вскоре район стал настоящим гетто, неприветливым с чужаками. Станиславский вспоминал в своих мемуарах, как их с Немировичем-Данченко и художником Симовым чуть было не избили. Уж слишком их ухоженные бороды и хорошие костюмы выделялись на фоне бедноты. "...Посыпались ругательства, схватили – кто бутылку, кто табурет, замахнулись и ринулись на Симова... Одна секунда – и он не уцелел бы. Но тут бывший с нами Гиляровский крикнул громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью и конструкцией не только нас, но и самих ночлежников. Они остолбенели от неожиданности, восторга и эстетического удовольствия. Настроение сразу изменилось. Поднялся бешеный смех, аплодисменты, овации, поздравления и благодарности за гениальное ругательство, которое спасло нас от смерти и увечья". Знал бы Станиславский, что спустя много лет в хитровских подвалах будут читать цикл лекций о его театральной системе. Причем, по словам создателей культурного центра, их автор историк Инна Соловьева (родилась в 1927 году) в детстве видела спектакли, поставленные самим режиссером. От прогулок в темноте до квеста по театру Если в программу включили выступления крупных и опытных исследователей, то театральную часть, наоборот, отдали молодым авторам. Организаторы создали лабораторию, куда современные режиссеры присылали заявки. Из них выбрали несколько работ разных жанров, за год их выпустили. Визуальный спектакль "Прогулка в темноте" построен на ассоциациях. В нем задействована маленькая модель города, сделанная из бумаги, спичечных коробков и других материалов, но при этом такие простые вещи должны вызвать у зрителя воспоминания о детских мечтах, юношеских влюбленностях и других жизненных эпизодах. Спектакль "Кроткая" по произведению Достоевского сделан в форме квеста – публика постоянно перемещается по всем залам вслед за актерами, которые, попадая в разные пространства, ведут себя по-другому. Документальный спектакль "Леха" основан на интервью молодого человека, приехавшего жить и работать в Москву в 1990-е годы. Конечно, в репертуаре "Хитровки" есть "На дне" Горького, но в постановке задействованы только два актера. Третье направление центра посвящено местной истории. Это экскурсии и клуб "У дяди Гиляя", членство в котором дает ряд привилегий. Был случай, когда сюда зашла местная жительница и предложила провести мероприятие, посвященное Чехову, который тоже связан с историей района. Возможно, единственное, чего не хватает здесь для полного счастья, – это указателя на заборе, который пока что нельзя установить. Поэтому самой частой репликой посетителей стала "Мы долго вас искали". Впрочем, это положение тоже соответствует духу запутанных хитровских переулков. Светлана Кондратьева

Стены вместо сцены: как в подвалах Хитровки появился современный театр
© Москва24