Войти в почту

Сергей Соловьев: Я – за государственный подход в образовании

Знаменитый режиссер Сергей Соловьев к 25-летию Института современного искусства имеет самое прямое отношение. В этом году народный артист России, профессор выпускает здесь актерско-режиссерский курс. И это притом, что Сергей Александрович ведет свою мастерскую и во ВГИКе. О том, что радует и тревожит педагога, он рассказал корреспонденту «ВМ». - Сергей Александрович, как вы, успешный режиссер, вдруг занялись педагогикой? - Все началось с моего друга Александра Кайдановского. Он очень хотел стать режиссером, учился у Андрея Тарковского, а когда Андрей уехал за границу, своего ученика передал мне. Отказать Тарковскому я не мог. С тех советских лет и преподаю. - Признавайтесь, сколько у вас мастерских? - Почему-то считают, что Соловьев преподает везде, но это не так. У меня мастерских всего две. Во ВГИКе и в ИСИ, в который меня пригласили четыре года назад, и мне там понравилось. - Института современного искусства – не государственный вуз. Значит, обучение там платное? - Да, ИСИ – негосударственное высшее учебное заведение, но с государственным подходом к обучению. Ведь и в государственных вузах сейчас за получение образования почти всегда приходится платить. Причем с каждым годом бюджетных мест становится все меньше. ИСИ очень серьезный институт, его не кидает из стороны в сторону, здесь во всем царит здравомыслие. Согласитесь, редкое сегодня качество. Когда вокруг - столько психопатии. - Сергей Александрович, говорят, что в ИСИ у вас учится сын Федора Бондарчука? - Учился. Недолго. Пошел сниматься, и как-то все у него там завертелось - в институт он больше не вернулся. Когда его отец спросил меня: «Сергей Александрович, как вы относитесь к блату?», я ответил: «Как еще может относиться советский человек к блату? Разумеется, хорошо». Сын Федора Бондарчука небесталанный молодой человек. Мне жаль, что он нас покинул. - А вот если бы кто-нибудь из ваших родственников захотел стать режиссером, кого бы из режиссеров вы порекомендовали? - Александра Сокурова. Но не думаю, что Александр Николаевич хорошо относится к блату. Он человек принципиальный и правильный. Я, как Сокуров, учить не умею, и осознаю это. У него педагогический дар в подготовке режиссеров. Гениальный режиссер, гениальный педагог. На кинематографическом фестивале дебютных фильмов «Дух огня» ученики Сокурова показали свои работы - я был впечатлен. - В этом году Андрей Кончаловский набирает в ГИТИСе режиссерско-актерский курс. Это будет его первый опыт в педагогике… - Андрей Сергеевич, как и его брат Никита Сергеевич, невероятно одаренные люди. Я был знаком с их мамой – великой женщиной Натальей Петровной Кончаловской. Остается только пожелать Андрею Сергеевичу успехов и на педагогическом поприще. - Расскажите, пожалуйста, о своем учителе Михаиле Ромме? Ведь он учил и Никиту Михалкова. - Михаилу Ильичу я обязан тем, что стал режиссером. Он принял меня на свой курс вовсе не потому, что я был такой талантливый, как, скажем, Никита Михалков, а из протеста Указу Хрущева, согласно которому в творческие вузы должны были принимать студентов исключительно с жизненным опытом. Неправильно устанавливать подобные стандарты и всех - под одну гребенку. Очень важен фактор индивидуальности. У каждого – свой срок жизни и разная степень взросления. - Многим сегодня кажется, что в СССР все было ужасно, несправедливо. Михаил Ромм – автор фильмов о Ленине, но при этом он не хотел во всем подчиняться системе. - Ромм был бунтарем, и за это, кстати, его «попросили» уйти из ВГИКа. Представляете – великого Ромма выгнали из ВГИКа?

Сергей Соловьев: Я – за государственный подход в образовании
© Вечерняя Москва