Войти в почту

Лузеры как лидеры общественного мнения

Печальное свойство современного общества (если уж заняться обличением нравов) то, что в нем задают тон лузеры. Я уже как-то об этом писала: у кого все хорошо — те спокойно живут, не тужат и не имеют потребности проповедовать; а властителями дискурса становятся те, у кого все плохо. Лечебница и трибуна слились до неразличимости. О судьбах России рассуждают люди с тяжелыми комплексами на месте национальной самоидентификации. В «русские националисты» идут те, кому очень не нравится быть русским. Права женщин отстаивают болезные существа, которым тяжело и неприятно быть женщинами (да и вообще жить как-то не очень). Права мужчин — тоже люди, у которых в этом месте что-то не клеится. О том, как строить семью и строить ли её вообще, рассуждают именно те, кого в этой сфере постигла неудача. О том, стоит ли иметь детей — люди с неудачным и несчастным детством. О нравственности и духовных скрепах — хорошо еще, если обычные гетеросексуальные блудодеи. О сексе или о красоте… ну вы поняли. И все они свой печальный опыт — бесспорно, с определённой точки зрения ценный, но никак не нормальный — распространяют на всех и продвигают как норму. Возникают целые философские школы (сейчас это уже не так модно, а в 90-х был последний писк), основанные, например, на тезисе: «А я вот не понимаю, зачем нужна вся эта так называемая этика, эстетика и т.д. — по-моему, все это разводка для лохов!» Казалось бы, не понимаешь — ну, сочувствуем, трудно быть тупым, посиди тихо и прислушайся к опыту человечества, может, поймешь. Так нет же. Благо тем, кто хотя бы сумел на этих проповедях какое-никакое бабло поднять — но что сказать о тех, кто платил, чтобы их послушать? Целые мировоззрения основываются на том, что оратору что-то оказалось не по зубам, и теперь он, под аплодисменты других таких же бедолаг, рассказывает, какой это зелёный виноград. Учебников «Как стать несчастным без посторонней помощи», «Как на ровном месте прийти в отчаяние», «Как спустить свою жизнь в унитаз» и т.д. — вокруг множество, только успевай уворачиваться. Учебников счастья, кроме сомнительных «ведических женщин» и прочей полуоккультной фигни — практически нет. Кажется, утрачивается даже сама идея, что успех в жизни более значим, более существен, чем неудача, и ориентироваться стоит именно на успех.