В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Нина Аловерт раскрыла секреты профессии театрального фотографа

«Я не фотограф, я - театральный фотограф» - говорит Нина Аловерт, и для неё это принципиально. Критик, исследователь, искусствовед, знающая наизусть каждое «па» из репертуара мирового классического балета.

Нина Аловерт раскрыла секреты профессии театрального фотографа
Фото: АиФ-ВладивостокАиФ-Владивосток

В середине прошлого века она начала снимать артистов во время действия вопреки существующим традициям парадно-официальной фотосессии. В 70-е годы в поисках творческой свободы уехала в , где живёт по сей день. Находясь в центре культурной жизни русской эмиграции третьей волны, старалась запечатлеть «прекрасные мгновения» выдающихся деятелей литературы, искусства. Среди её героев - скульптор , художник , поэт , писатели , , мастер балета . Нина Аловерт привезла свои работы Во . Уникальный проект «Соединяя берега» впервые представлен в Приморском музее им. Арсеньева.

Видео дня

Город преобразований

-Нина Николаевна, как вас приняла здешняя культурная элита?

- Впервые я приехала во Владивосток полтора года назад, и уже по пути из аэропорта успела влюбиться в ваш город, в его атмосфере есть что-то близкое мне. Как всякая любовь - это необъяснимо. Помню, как меня впервые потряс пейзаж Уссурийского залива: стихия океана, неподвластная человеку. Другой мир, космос! Я с удовольствием сюда вернулась, по Светланской гуляю с удовольствием, она для меня родная улица. Надо сказать, здесь тёплая отзывчивая публика. Во Владивостоке у меня появились новые друзья: Дмитрий Мотовилов, директор Приморского музея , галерист Вера Глазкова, и это большой подарок судьбы. Главный смысл моих поездок в - люди, и это главная связь в прошлым.

- Вы успели посетить приморскую сцену Мариинского театра?

- В первый же вечер отправилась на премьеру «Кармен», отметив, как профессионально поставлен спектакль. Мне хорошо знаком главный балетмейстер театра , в 90-е годы в Америке он создал превосходную балетную труппу, завоевавшую лучшие подмостки мира. Я всегда с большим удовольствием смотрю его работы в разных театрах, верю в него. Считаю, что театру повезло.

- Ещё недавно мы и не могли мечтать о постановках такого уровня...

- Появление нового театра меняет облик города, он становится важной частью его не только культурной, но и нравственной атмосферы. Вечные произведения искусства необходимы людям, как воздух. Признаюсь, и в прошлый приезд, и теперь я немного фотографировала во время действия, надеюсь, что эти работы войдут в один из будущих проектов. Так же важно, что в городе есть этнографический музей. Я успела полюбоваться на выставку животных - тигров, леопардов, медведей. Будет время - посмотрю музей более внимательно.

- Где ещё удалось побывать во Владивостоке?

- В театре имени Горького я смотрела спектакль «Заповедные дали» по мотивам повести Сергея Довлатова. Это весьма интересно, особенно понравился приём введения в действие пьесы Пушкина. Когда актёр Константин Суворин в образе поэта вышел на сцену, я даже испугалась - настолько это было неожиданно. Потом увидела, что Пушкин спектаклю к лицу - он смягчает тон постановки, придаёт верную интонацию. Отмечу и роль Татьяны, актриса сыграла искренне и радостно, при этом она внешне похожа на молодую Лену, жену Довлатова.

- Что вы можете сказать о других постановках по произведениям Довлатова?

- На моей памяти ещё два спектакля: один поставили в театре Маяковского, объединив многие сочинения писателя в пьесе «Новый американец». Смотрела «Заповедник» и в театре Ленсовета, где также на сцене появляется Пушкин, правда там это получилось, на мой взгляд, не совсем уместно.

Дар свыше

- Нина Николаевна, как вам удаётся фотографировать во время спектаклей, не мешая актерам и публике?

- У меня бесшумный фотоаппарат! (Улыбается) Сам корпус - обычная «мыльница», но оптика - японская, превосходная, хороший объектив. К примеру, в театре оперы и балета я сидела в ложе главного балетмейстера, снимала, никому не мешала. С другой стороны, я не работаю по секрету от персонажей своих фоторабот. Я же не папарацци, выскакивающий из-за угла, а человек, который всегда на виду.

- Фотографировать - ваше призвание?

- Я люблю не фотографию, как таковую, а театр. Начала снимать в начале 50-х годов прошлого века, первая решилась фотографировать во время действия. Этого никто не делал: актёров, танцовщиков собирали в специальных студиях на отдельных фотосессиях, нужных артистов снимали в нужных позах. Мне хотелось иметь работы, отличные от тех, которые продавались в киосках.

- Насколько сложно фотографировать в динамике, во время балета?

- Большинство балетных постановок я изучила досконально, зная последовательность движений, па, прыжков, пируэтов. Опыт приходит с годам. Считается, если из 36 снимков балетных фотографов шесть удачные - прекрасно, это уже показатель профессионализма.

- Во многих интервью вы говорите, как вам важно проникнуть в личность артиста?

- Стараюсь изо всех сил, мне необходимо установить контакт. Я снимаю не сам спектакль, а больше образ человека - актёра, танцовщика. Настраиваюсь на определённую волну. Если любишь и понимаешь артиста, всё получается. Мало того, потом целый монолог могу написать о том, что он танцевал.

- Это даётся свыше?

- Всякое искусство - мистика, которая не имеет объяснения. Допустим, откуда в человеке дар? Почему совершенно нормальный человек, вдруг выходит на сцену и перевоплощается в Гамлета? Откуда он берёт силы? Но в человеке заложены неограниченные способности, и существует эмоциональный посыл актёра в зрительный зал, его нужно поймать. В этот момент я становлюсь приемником.

Родство судеб и душ

- Не так давно вы участвовали в ток-шоу на российском телевидении «Петля одиночества», программа шла от негативного посыла. Почему согласились?

- Признаюсь, я понятия не имела, куда ввязываюсь. В одно прекрасное утро мне позвонила милейшая дама с телевидения, и попросила срочно приехать на передачу, посвящённую трём великим невозвращенцам из мира балета: , , Михаилу Барышникову. Войдя в зал я увидела эту жуткую вывеску: «Глоток свободы или Петля одиночества» и чуть обморок не упала. В зале сидели статисты, были люди из КГБ, никакого отношения к балету не имеющие. Сначала много рассказывали о Годунове, у которого не сложилась судьба. Но мне и друзьям Нуреева удалось перебить негатив. Ведь Нуреев, Барышников - личности состоявшиеся.

- Ваш проект «Соединяя берега», представленный в Приморском музее, носит созидательный смысл?

- Соединяя берега, я объединяю культуры разных стран. Все мы, приехавшее из России, выросли на русской культуре, она близка, дорога, мы ее любим. Так, Михаил Барышников - танцевал и руководил американским театром, но все это было основано на русской школе. Америка ему предоставила возможность свободного развития творчества. Знаете, я часто вспоминаю, как начала снимать людей в эмиграции, надеясь, что когда-нибудь не будет железного занавеса, и я смогу открыто рассказать и показать нашу жизнь. Не верилось, что это случится.

- А судьба Юлия Бриннера, предпринимателя, внук которого стал звездой , вам знакома?

- Да, и этого человека знает весь мир. Для меня стала удивительной история эмигрантки , которая записывала свою жизнь во Владивостоке изо дня в день. Её письма стали доступны и интересны многим людям. Это ли не чудо?

- Политическая обстановка на вас влияет?

- Это не имеет отношения к театру. В США по-прежнему много гастролируют русские театры - Вахтанговский, театр Дудина, студия Фоменко. Приезжает со своими концертами и спектаклями, для меня он неповторимая личность, живущий по своим внутренним законам. Знаю, что были с гастролями в Америке и приморские коллективы: театр им. Горького, молодежи. У нас тесная связь с Россией. Надеюсь, железного занавеса больше не будет.

ДОСЬЕ

Нина Аловерт родилась в , окончила исторический факультет Ленинградского университета. С 1977 г. живет в США. Широко известна во всем мире как авторитетный эксперт в области балетного искусства и фотограф. Автор многочисленных книг, принимала участие в составлении Международного балетного словаря. Статьи и снимки Нины Аловерт публикуются в ведущих изданиях мира, ее персональные выставки проходили в таких крупнейших выставочных комплексах мира. Фотографии Нины Аловерт находятся в коллекциях театральных музеев и библиотеках Петербурга, и , в частных коллекциях России и Америки.