Войти в почту

Интервью с Ильей Ефимовым – генеральным продюсером радио «Шоколад». О массовой культуре, запросах молодежи и творчестве

Все мы понимаем, что массовая культура – это культура большинства. А значит, она не может быть сложной. Это культура быта, развлечений, информации, преобладающая в современном обществе. Кто ее делает? Об этом и многом другом мы поговорили с генеральным продюсером популярной радиостанции «Шоколад» Ильей Ефимовым. — Каков портрет вашего идеального слушателя? Задачей было привлечь слушателей, которые ценят качественную музыку, имеют определенный музыкальный вкус и потребности. Наша аудитория любопытствует на счет интересных новинок в музыке. А если говорить о портрете, то это свободный, умный, хорошо зарабатывающий, не пустой человек, со своими идеями и мнением. Он разноплановый, креативный, с чувством юмора, ценит качество жизни, ко многому открыт. Большинство нашей аудитории, я надеюсь, именно такие люди. Они хотят жить и жить качественно. Уставшие от жизни и более пассивные, равнодушные люди, мне кажется, выберут для себя другую радиостанцию. — Что, помимо музыки, входит в контент «Шоколада»? Станция создавалась, как музыкальная. Но потребности человека велики, и мы пытаемся дать ему что-то большее. Мы считаем себя «станцией авторского высказывания», у нас есть авторы, которые делают небольшие рубрики разной тематики: путешествия, здоровье, ресторанная тема, но есть и более личные, те, что затрагивают автора. Мы создаем палитру мнений. Также поддерживаем различные фонды. Как правило, к нам приходят звезды – актеры или телеведущие, и зачитывают фрагмент литературного произведения, что сопровождается в эфире роликом, который призывает помочь нуждающимся. — Вот комментарии, взятые из официальной группы радио «Шоколад» ВКонтакте: «Очень нравится Ваше радио, особенно то, что нет русской музыки, но жутко бесят уже эти “Алые паруса”, ещё со школы терпеть не могу эту книгу. Когда уже что-то новое будет? Я бы с удовольствием “Мастер и Маргарита” лучше послушала.» или «Уже достали весь отдел этими Алыми парусами!!!!» Глобальная проблема отторгать и отрицать все, что сложно, стала спутником массовой культуры. Как с этим бороться и стоит ли? Да. К сожалению, есть категория людей, которые не хотят лишний раз себя напрягать, любители простых решений. Понятно, леность есть во всем, банальный пример – правильная речь. Сколько сейчас дают поправок на то, что можно говорить и так, и эдак. Наверное, скоро и тОрты станут тортАми в угоду лености. «Душа обязана трудиться», проходить через какое-либо осознание, внутренние переживания – только так мы движемся вперед, развиваемся. Я так считаю. Да, есть реплики, касающиеся наших рубрик, «уберите «Алые паруса», «не хотим это, хотим то», это нормально, это уже палитра мнения слушателей. Но я очень надеюсь, что людей, которым нравятся наши эфирные задумки, не мало. — Любимый писатель Ильи Ефимова? Каюсь, и сам иногда склоняюсь к упрощенным вещам – интернет заставляет нас быть более ленивыми. Раньше ты шел в библиотеку, брал книгу, изучал, добывал знание, а сейчас заходишь в интернет, считываешь информацию – все доступно. Я много читаю по работе, но при этом обычного чтения мало. Но я заставляю себя закрыть ноутбук и взять в руки книгу. Если говорить о конкретном писателе, то это Теодор Драйзер. Считаю его продолжателем Толстого – массивные произведения с анализом, определенной философией. Драйзер признанный мастодонт американского писательского дела. Прочитав не один раз «Американскую трагедию», я не имею ответа на вопрос, виноват ли Клайд Гриффитс? — Появление кино предсказывало смерть театра, появление интернета – закат теле-радио коммуникаций. Тем не менее, все это живет и развивается. Но молодежь, глубоко заинтересованная темой радио, делает упор на онлайн вещание. Есть ли, по-вашему, будущее у этого сегмента? Почему что-то должно исчезнуть? На самом деле все эти виды массовой культуры продолжают развиваться, посмотрите только, какой сейчас театральный бум! Я стараюсь несколько раз в месяц ходить театры. В какие? «Гоголь-центр», «Практика», замечательный «Школа драматического искусства» – выбор огромен. В кино я хожу гораздо реже, к нему у меня циничное отношение: искусство дубля и искусство театра категорически нельзя сравнивать. Что касается радио – его списывают со счетов очень давно, со временен старта MTV в 1981-м году: Video Killed the Radio Star – популярная песня того времени, пророчащая крах радио. Чем все это кончилось, мы примерно знаем. В России, например, нет масштабного музыкального телевидения, и MTV-Россия нет, а радио продолжает развиваться, как ни в чем не бывало. Все идет своим чередом, а куда? В онлайн? Может быть… В этом году Норвегия отказалась от FM-диапазона, это продвинутая и небольшая страна. А Россия – большая, люди принимают изменения долго, медленно. Дело за активной молодежью, которая подхватит тенденцию. — Откуда растут корни нелюбви молодежи к современной отечественной музыке? Почему в наушниках целых поколений не звучат русскоязычные песни? Проблема в неконкурентоспособной музыке. Наших исполнителей нужно пожурить за некачественный звук, некачественные тексты, неумение опережать время. На западе это удается, а у нас – нет. В России подхватывают тренды с большим опозданием. Много вопросов к продакшну — примитивная музыка 90-х нас все не покидает, два прихлопа три притопа. Но если заглянуть в тот же Top Apple Music – есть востребованные российские исполнители, реп-музыканты. На наших крупных радиостанциях играет попса. Значит, она востребована? Хотя, знаете, один мой знакомый высказал мысль: если 5 лет подряд крутить Эллу Фицджеральд на русскому радио, то народ и ее полюбит, несмотря на простоту своих вкусов и потребностей. — Прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся в этом году ситуацию с Евровидением. Я не считаю этот конкурс серьезным и музыкальным. Это такой европейский праздник легкой непринужденной музыки. Анализировать политическую ситуацию не стану. Просто жаль, что нас там не будет. — Когда работа тесно связана с музыкой, в свободное время начинает хотеться тишины. Или нет? И что продюсер радио «Шоколад» слушает за эфиром? Нет, тишины совсем не хочется. Я слушаю разную, в том числе классическую музыку, с которой, увы, не пересекаюсь по работе. В принципе, я могу слушать много всего, но берегу слух и разум, как сомелье, который бережет нос, обоняние (смеется). — Каким бы вы хотели видеть радийное пространство через 10 лет? Хотелось бы разнообразия – у нас много клонов. А хочется больше ярких индивидуальных радиостанций, чтобы было из чего выбирать. Да, сейчас многие музыкально продвинутые слушатели мастерят свои радиостанции в сети интернет. Но если FM будет удовлетворять разные вкусы, то он будет и будет развиваться.

Интервью с Ильей Ефимовым – генеральным продюсером радио «Шоколад». О массовой культуре, запросах молодежи и творчестве
© Йод