“Теневая” профессия
Вели вечер актеры театра и кино Дмитрий Харатьян и Ольга Кабо. Весь вечер они шутили, вспоминали вместе с гостями забавные и опасные случаи из каскадерской практики и помогали главному виновнику торжества – Александру Иншакову – актеру, режиссеру, президенту Гильдии каскадеров России – благодарить своих коллег. Ведущие вечера Дмитрий Харатьян и Ольга Кабо. Фото: Влад Докшин В этот вечер на первом Дне каскадера первая женщина-каскадер в России и вице-президент Гильдии каскадеров России Варвара Никитина вручила Иншакову первую профессиональную премию “Альтер-эго”, которую учредили в этом году. Первая женщина-каскадер в России и вице-президент Гильдии каскадеров России Варвара Никитина. Фото: Влад Докшин Самую почетную номинацию, “За вклад в трюковое кино”, решили не откладывать на следующий год – наградили ей Александра. Но уже на следующем празднике “Альтер-эго” найдет своих героев в номинациях “Лучший трюк с огнем и пиротехникой”, “Лучший высотный трюк”, “Лучшая сцена с драками”, “Лучший конный трюк”, “Самый оригинальный трюк” и других. Название премии в переводе с латинского языка означает “другой я”, ведь каскадеры – трюковые дублеры актеров, благодаря которым зрителю кажется, что герой может все. От Ольги Кабо мы узнали маленький секрет: многих актрис дублировал ныне травмированный Александр Жизневский – на нем на единственном сходилось женское белье и одежда. Говоря о Жизневском, хочется вспомнить историю, которую рассказала в тот вечер режиссер картин “Человек с бульвара Капуцинов”, “Ищите женщину”, “Хочу в тюрьму” Алла Сурикова. - В картине “Две стрелы” Сашечка Жизневский прыгал с дерева за камень, за которым сидела женщина, которая должна была стянуть с него одежду, а потом он должен был голым бежать от нее. Саша сказал: “Прыгну с любой высоты, голым не побегу!” Я посмотрела на съемочную группу, кто по фигуре подходит под Сашу. Оказался Леня Ярмольник. Я говорю: “Ленечка, побежишь?” Он говорит: “Запросто! Только уберите женщин, чтобы они не ослепли от счастья!” А дальше Саша прыгает, одежда из-за камня летит, Леня бежит, а потом подходит к Саше и говорит: “Дурак ты, дурак! Прыгал ты, бежал я, потом монтаж. Вся страна будет думать, что задница твоя, а не моя!” Режиссер Алла Сурикова. Фото: Влад Докшин По словам Суриковой, после травмы друзья каскадеры не бросили Александра Жизневского, как не бросили других каскадеров, которым пришлось уйти из профессии по состоянию здоровья. Они всегда готовы прийти на помощь! И не важно, нужно ли помочь поскорее зажить сломанному плечу Аллы или отремонтировать декорации, которые оказались непрочными: - Это самые верные, самые преданные, самые лучшие люди – каскадеры! Низкий им поклон! В память о всех тех, кто серьезно пострадал и погиб во время выполнения трюков, прозвучала песня “Пуля” в исполнении певца и композитора Дениса Майданова. Певец и композитор Денис Майданов. Фото: Влад Докшин Поздравить каскадеров с профессиональным праздником пришли и актеры, с именами которых связан целый пласт российского кинематографа. “Песню мушкетеров” из всем известного фильма “Д’Артаньян и три мушкетера”, а также песню “Ланфрен-ланфра” из картины “Гардемарины, вперед!” исполнил Михаил Боярский. В фильмах “Д’Артаньян и три мушкетера”, “Сватовство гусара”, “Гардемарины, вперед!”, “Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя” Михаил исполнял все трюки самостоятельно и сейчас он с ностальгией и гордостью вспоминает то время обучения: - Быть мужиками – искусство, которое дано далеко не каждому. А я не встречал среди каскадеров не мужчин. Все уроки мужества я получил у каскадеров, которые меня учили! Актер Михаил Боярский. Фото: Влад Докшин Соведущая Дмитрия Харатьяна Ольга Кабо тоже не лыком шита. Скажу даже больше, она исполнительница ролей в фильмах “Королева Марго”, “Рыцарский замок”, “Мушкетеры двадцать лет спустя”, а также “Крестоносец” и “Похороны крыс” (США). В последних двух картинах Ольга выполняла сама все каскадерские трюки: для “Похорон крыс” училась фехтовать, а в картине “Крестоносец” прыгала с высоты 15 метров. Кстати, прыгала она не с кем иным, как с Александром Иншаковым. Сегодня каскадеры шутят, что если трюки выполняются с ним, значит, что будет хорошо. “Иншаков – знак качества!” (Алла Сурикова). Александр Иншаков в этом году отметил юбилей – 70 лет. И награда “Альтер-эго” была не единственным сюрпризом для зрителей этого вечера. Исполнитель ролей и трюков в сериале “Бригада”, фильмах “Асса”, “Тегеран-43”, “Человек с бульвара Капуцинов”, “Крестоносец” и “Мальтийский крест” уже около семи лет поет и записывает песни в собственном продюсерском центре. Актер, режиссер, президент Гильдии каскадеров России Александр Иншаков. Фото: Влад Докшин Конечно, не обошлось и без исторических справок о каскадерстве в России. Дмитрий Харатьян и Ольга Кабо рассказали, что профессия каскадера появилась с момента возникновения телевидения и первыми каскадерами были актеры немого кино. Учебное пособие для каскадеров впервые появилось благодаря фехтмейстеру Александру Люгару в 1910 году. Оно называлось “Школа сценического фехтования на шпагах, шпагах с кинжалами, саблях и бой на ножах”. Затем в кино стали привлекать профессиональных боксеров. У истоков каскадерства в кино стоял Игорь Ильинский, который использовал драку музыкальными инструментами в фильме “Волга-Волга” в 1938 году. Затем для съемок фильма Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” понадобились артисты, умеющие фехтовать, уверенно держаться в седле и падать с 5-метровой высоты. В 1950 году на экраны вышла картина, которая почти на четверть состояла из трюков. Лента, в которую впервые пригласили артиста цирка, Алибека Кантемирова, называлась “Смелые люди”. Специально для нее Алибек изобрел метод подсечки и приемы джигитовки, которые до сих пор используются в кино. Последователь Алибека Кантемирова Евгений Богородский, ведущий постановщик конных трюков в российском кинематографе. Фото: Влад Докшин Затем была “Кавказская пленница”, а в ней неподражаемая Наталья Варлей – артистка цирка, которая выполняла все трюки сама. Артистка цирка, воздушная гимнастка Оксана Сытова. Фото: Влад Докшин Искусство боя карате впервые было продемонстрировано в кинокартине “Пираты XX века”. Сейчас традиции, зародившиеся еще тогда, сохранены и даже находят отклик в сердцах детей, которые так хотят быть похожими на героев любимого кино. Сегодня драками и фехтованием в кино, увы, не удивишь. Однако прогресс не стоит на месте, и каскадерские трюки становятся все опаснее. Эволюцию трюков в российском кино пока завершают разнообразные виды транспорта. Автомобиль на сцену вывезти не удалось, но мотоцикл – пожалуйста! Эффектное завершение праздника! Постановщик мототрюков, старший тренер национальной сборной России Сергей Серегин. Фото: Влад Докшин