Неуспокоенность таланта
Есть артисты, которые в разнокалиберном актерском братстве негласно ассоциируются с совестью творческого цеха. Их мнение уважают, их голос является решающим, при их появлении кабинетное начальство стремительно встает из-за стола и почтительно снимает шляпы. Таков народный артист России Юрий Назаров, которому 5 апреля исполняется восемьдесят лет.Необыкновенно тонкий, интеллигентный и проникновенный, он был высоко ценим Андреем Тарковским, который снял Назарова в «Зеркале» и «Андрее Рублеве» и очень сожалел, что не имеет счастья быть его другом, и так поздно с ним познакомился. За свою долгую жизнь Юрий Владимирович успел поработать на съемочной площадке со многими легендами отечественного кинематографа - Иваном Пырьевым, Сергеем Юткевичем, Александром Аловым и Владимиром Наумовым, Сергеем Соловьевым, Ярополком Лапшиным, Василием Пичулом, он снимался у Александра Муратова, Николая Лебедева, Юрия Мороза. Со многими дружил. Более чем в двухстах фильмах сыграл роли своих современников - ученых, академиков, первооткрывателей новых земель, воров-рецидивистов, бандитов, спортивных тренеров, комендантов общежитий, священников, летчиков, танкистов. Коллеги, которые сегодня произнесут слова восхищения юбиляру, наверняка, проведут параллели между органичностью созданных им образов военных и его собственной биографией, которая начиналась накануне войны. Великая Отечественная застала его, четырехлетнего карапуза, в глубоком тылу в Сибири. Но, несмотря на столь юный возраст, Юрий Владимирович на всю жизнь запомнил каждодневный ужас, накрывавший толпу, когда из черных тарелок радио неслось: «В тяжелых кровопролитных боях мы оставили… оставили… оставили..» Запомнил он и первую безудержную радость, когда фашистов, наконец, остановили под Москвой. Кто остановил? Сибиряки! Он тоже был сибиряком, и девятилетнего пацана распирало от гордости. Его судьба могла бы стать иллюстрацией судьбы страны тех лет. Он бросил театральный ВУЗ на первом курсе ради того, чтобы «понюхать жизнь», и рванул на строительство железнодорожных мостов в Казахстан, а потом на Дон, где трудился молотобойцем в станице. Руководство Щукинского театрального училища его романический порыв не приняло, увидев в нем упрек себе в «рефлексирующей интеллигентности». Нынешнему поколению тем более не понять романтики тех грандиозных строек, властного призыва эпохи, звучавшего в глубине сердец наших пап и мам, дедушек и бабушек! Этот свет негаснущих костров, ощущение братства «по огню и горячим делам", Юрий Владимирович свято хранит в себе и поныне. Конечно же, через некоторое время, набравшись опыта, он вернулся в Москву: любовь к актерской профессии взяла свое. И поступил в Щепкинское училище, был принят в столичный театр Ленинского Комсомола. Кинематограф буквально рвал его на части - «Баллада о комиссаре», «Адъютант его Превосходительства», «Андрей Рублев», «Баллада о Беринге», «Освобождение», «Егор Булычев и другие», «Горячий снег», «Земля Санникова», «Зеркало», «Кавказский пленник», «С любимыми не расставайтесь», «Трактир на Пятницкой», «Фронт в тылу врага», «Первая конная», «Маленькая Вера»… Он мотался с одной площадки на другую. Страстность по-прежнему оставалась главной чертой его натуры. Остается она ею и сегодня. Достаточно посмотреть, как Юрий Владимирович в свои восемьдесят проводит поэтические концерты, выступает перед молодежью, преподает профессию во ВГИКе или поет под гитару с фестивальных сцен песни Окуджавы или Высоцкого. Свою извечную неуспокоенность объясняет тем, что всю жизнь воевал за Человека и идеалы, которым сам остался верен навсегда. А еще тем, что не имеет право отмалчиваться, что обязан, как артист, использовать каждую просветительскую возможность, ибо сегодня идет могучий наезд на нашу культуру, чудовищно извращаются факты нашей великой истории со стороны западного «цивилизованного» мира. Истории, частью которой является он сам.