Скандал вокруг летного училища в Челябинске — его выпускники обнаружили, что авиакомпании даже не хотят смотреть на их диплом пилота. Все потому, что учебное заведение вовремя не озаботилось продлением лицензии. Как получилось, что для десятков молодых летчиков закрылась дорога в небо и надолго ли? Вираж 25 градусов выполнит пилот экстра-класса Андрей Радужный, но такие виражи теперь вероятно останутся только на видео. Это кадры с учебного полета, оказаться за штурвалом пассажирских лайнеров Андрей Яковлев уже не может, несмотря на то, что закончил летное училище. "Челябинскому училищу буквально одномоментно отказывает Росавиация в выдаче пилотского свидетельства из-за того, что они сами запутались в своем законодательстве", — говорит Андрей Яковлев. О полетах остается только мечтать многим выпускникам ЧеЛУГА — Челябинского летного училища гражданской авиации. По данным Россавиации, учреждение работает нелегально. "В ходе комиссии было выявлено то, что они брали слушателей по программе федерального образовательного стандарта на 2 года 10 месяцев, из них реализовывали только 10 месяцев — это так называемый практический модуль", — пояснил Максим Костылев, начальник Управления летной эксплуатации Росавиации. К тому же ,по данным Росавиации, у Челябинского училища еще в 2016-м закончился сертификат на образовательную деятельность, и готовить коммерческих пилотов они не имели права. Росавиация настаивает — закрыть небо выпускникам Челябинского училища. Аннулировать действующие документы придется у нескольких десятков пилотов российских авиакомпаний. Их подготовка, по данным Россавиации, не отвечает требованиям, а это напрямую отражается на безопасности полетов. Трагедии из-за плохой подготовки летчиков — но это никак не связано с Челябинским училищем — конечно, были. Ярославль 2011 года: разбилась хоккейная команда "Локомотив"; уже доказано, что пилоты не в полном объеме прошли переподготовку. Еще страшнее — Казань, где четыре года назад "Боинг" рухнул во время посадки. Погибли 50 человек. Как выяснилось позже, пилот и вовсе имел поддельное свидетельство коммерческого пилота и диплом, который он приобрел в 2009 году. В Челябинске, впрочем, продолжается подготовка. Курсантов частное училище привлекает стоимостью обучения — она в два раза ниже, чем в бюджетных учреждениях: почти 2 миллиона. Руководство уверяет, что претензии Росавиации не оправданы. Прокуратура, Ространснадзор, Минтранс — на стороне училища, претензий якобы нет. "Для осуществления образовательной деятельности получение сертификата не требуется. Подготовка лиц не из числа авиационного персонала гражданской авиации проводится в соответствии с законом об образовании", — говорит начальник ЧеЛУГА Александр Матусевич. Выпускник училища Андрей Плаксин на ситуацию смотрит с точки зрения закона — он к тому же профессиональный юрист. Требования Россавиации считает нелогичными: "Отзывать свидетельства у тех пилотов, кто уже их получил, никаких правовых оснований нет, потому что все программы утверждала Росавиация. Она утвердила, по ним выучились, выдали пилотские и говорят, что теперь заберут. Как так? Парадокс!" Выпускники готовы отстаивать свои права, но Росавиация напоминает, что цена плохой подготовки бывает очень высока. "У нас должны все — государственные и негосударственные образовательные учреждения — соответствовать федеральным авиационным правилам", — подчеркнул Максим Костылев. Доскональная проверка летного училища продолжается, подключилась Уральская транспортная прокуратура. По результатам будет ясно, есть ли необходимость аннулировать документы выпускников и действующих пилотов.