Войти в почту

Дом с тритонами и двор учителя Петра I, или Что расскажет «Моя улица»

«Музейный парк» возле Политехнического музея, «Зарядье», пешеходная зона от Варварки до Никольской улицы, Музейный городок на Волхонке, Хохловская площадь с руинами древнего Белого города, 12 обновленных набережных — список мест для прогулок по Москве в этом году пополнится новыми благоустроенными территориями. Все они вошли в программу «Моя улица». Ее основной этап стартовал на центральных улицах столицы 10 апреля, на Садовом кольце — в ночь на 17 апреля. Всего в списке 87 объектов. Пока на одних идет благоустройство, а другие специалисты только готовят к работам, прогуляться можно по улицам, которые привели в порядок в прошлые годы. На них стали шире тротуары, появились навигационные стелы, уличная мебель, новые зеленые насаждения, фонари. В результате количество пешеходов на этих улицах выросло в два — четыре раза. Триумфальная площадь — от рынка и цирка до качелей и фестивалей Одним из любимых мест горожан после благоустройства стала Триумфальная площадь: 60 процентов участников проекта «Активный гражданин» поставили высший балл ее новому облику, 26 процентов оценили работы на четверку. Здесь появились качели, лавочки, велопарковки и много зелени; в специальном павильоне работают кафе и туристический информационный центр, а у памятника Маяковскому можно купить торт «Москва». В современных границах Триумфальная площадь существует с 1805 года. В разное время здесь располагались цирк, кинофабрика, рынок, рестораны, больше 10 театров. А сегодня ее архитектурный облик формируют здания Минэкономразвития России, Москомархитектуры, гостиницы «Пекин» и Концертного зала имени П.И. Чайковского, построенные в 1940–1950-х годах. Памятник Владимиру Маяковскому открыли в 1958-м, и площадь стала традиционным местом собраний и поэтических чтений. В наши дни она становится площадкой для культурных мероприятий: в 2017 году здесь прошла «Библионочь» и отсюда стартовали экскурсии «Пасхального дара», а в 2016-м на Триумфальной работал ресторан древнерусской кухни в рамках фестиваля «Наш продукт». «Дом под юбкой» и жар-птицы на изразцах Участок Тверской улицы от Триумфальной площади до Настасьинского переулка в этом году ждет благоустройство, а вот отрезок от Настасьинского переулка до Моховой привели в порядок в 2016-м. Здесь высадили липовую аллею и разбили новые газоны. На Тверской появились стелы навигации, уличная мебель, светильники со светодиодными лампами. Тротуары, которые стали почти вдвое шире, вымостили гранитом. Провода спрятали под землю, и теперь лучше видны фасады домов сталинской эпохи и зданий, уцелевших после больших перемен начала ХХ века. По правой стороне тянутся три дома постройки сороковых годов ХХ века, а за ними начинается Пушкинская площадь с памятником великому поэту работы скульптора Александра Опекушина. Первоначально он стоял на Тверском бульваре лицом к Страстному монастырю. В 1950 году, после реконструкции на Тверской (тогда улицы Горького), на месте Страстного монастыря появился сквер; памятник Александру Пушкину перенесли туда и развернули на 180 градусов. Сейчас вокруг монумента, который реставрируют, стоят ограждения; работы планируют закончить ко Дню города. Дом 15 вырос к 1940 году на месте старой малоэтажной застройки Тверской улицы. Верх центральной части украшен аркадой, в боковых частях — граненые башенки, декорированные узором в виде рыбьей чешуи. В разные годы здесь жили маршал Константин Рокоссовский, певец Сергей Лемешев, писатель Александр Твардовский. Архитектором здания был Аркадий Мордвинов. По его же проекту построили дом 17, известный как «дом под юбкой». До 1958 года угловую башню здания украшала скульптура балерины с поднятой к небу рукой. Изящную «даму» давно демонтировали, а название дома прижилось у коренных москвичей. На противоположной стороне Тверской расположен знаменитый Елисеевский магазин, памятник архитектуры XVIII века. Он не раз менял облик, владельцев и предназначение. Самые большие перемены здание пережило в начале XX века. Классицизм сменило необарокко, цокольный этаж и бельэтаж объединились, была утрачена лестница из белого мрамора, арочный въезд во внутренний двор стал главным входом в магазин. По этой же стороне улицы на несколько кварталов между Камергерским переулком и Тверской площадью тянется огромный дом-город, построенный в 1937–1939 годах по проекту того же Аркадия Мордвинова. За ним прячутся узоры из плиток, разноцветные изразцы с цветами и жар-птицами, остроконечные башенки и теремная крыша Саввинского подворья. Его построили в 1907 году во владении Саввино-Сторожевского монастыря как доходный дом. До 1920-х одну из контор занимала киностудия Александра Ханжонкова, а в советские годы здесь были коммуналки. В 1930-е, когда Тверскую расширяли, это здание, как и многие, переехало вглубь квартала. Дом передвигали ночью, и никто из жильцов этого даже не заметил. По следам «12 стульев» и хозяйки знаменитых Сандунов Свое начало Тверская улица берет у Охотного Ряда. Если здесь выйти на Театральный проезд и у шедевра эпохи модерна «Метрополя» повернуть налево, попадешь на Неглинную. Ее благоустроили в 2015 году вместе с другими улицами вокруг Центрального детского магазина на Лубянке. Новый облик получили старейшие московские улицы с богатой историей — Рождественка, Пушечная, Мясницкая и другие. С Неглинной можно попасть в знаменитый Петровский пассаж, который строили под руководством инженера Владимира Шухова. Именно сюда приходили за стульями Остап Бендер и Киса Воробьянинов — герои «12 стульев» Ильфа и Петрова. Внушительный дом напротив занимает Банк России. Это строение с высокими окнами, колоннами и аллегорическими скульптурами называют одной из лучших работ архитектора Константина Быковского. Дом на Неглинной, 14 привлекает внимание затейливыми украшениями: тритонами на куполе, скульптурами купающихся мальчиков на крыше, украшениями в виде львиных масок, лепными фигурами морской девы с лирой в руках и юноши, трубящего в рог. Особняк построили более века назад для Веры Фирсановой, последней частной владелицы знаменитых Сандуновских бань, которые находятся за этим зданием. В начале ХХ века квартиру здесь снимал Антон Чехов с женой Ольгой Книппер-Чеховой. Фон для картины «Тройка» и трактир, где платили зарплату Неглинная упирается в Бульварное кольцо. Часть его улиц и бульваров приведут в порядок в этом году, а вот внутреннюю сторону от Арбатской площади до улицы Покровки благоустроили еще в 2016-м. Сюда и стоит свернуть. Направо — Рождественский бульвар, имя которому дал Богородице-Рождественский монастырь. В 1386 году обитель заложила княгиня Мария Кестутьевна — супруга князя Андрея Серпуховского и мать князя Владимира Храброго, участвовавшего в битве на Куликовом поле. Сперва монастырь был деревянным, с начала XVI века его отстроили в камне. Переделки продолжались до революции, и сегодня ансамбль сочетает постройки от XVI до ХХ столетия. Галерея, окружающая храм, создана в XIX веке. Здание с кельями, церковно-приходской школой и церковью Казанской иконы Божией Матери у северной стены монастыря появилось в 1904–1906 годах. Эта стена, выходящая на Рождественский бульвар, изображена на заднем плане знаменитой картины Василия Перова «Тройка». Конечно, постройки начала ХХ века на полотне 1866 года нет. По программе «Моя улица» у стены монастыря устроили сад с разнотравьем, а на углу Сретенского бульвара появилась малая городская площадь с клумбами и местами отдыха. Сретенский, самый короткий бульвар на Бульварном кольце (всего 214 метров), был создан в 1830 году. Он начинается у памятника Надежде Крупской, которая работала в находившемся неподалеку Наркомпросе. А раньше на этом месте стоял один из самых известных в Москве трактиров — «Саратов». «Половые и официанты жалованья в трактирах и ресторанах не получали, а еще сами платили хозяевам из доходов — или определенную сумму начиная от трех рублей в месяц и выше, или 20 процентов с чаевых, вносимых в кассу. Единственный трактир “Саратов” был исключением: там никогда хозяева, ни прежде Дубровин, ни после Савостьянов, не брали с половых, а до самого закрытия трактира платили и половым, и мальчикам по три рубля в месяц», — писал Владимир Гиляровский в очерках «Москва и москвичи». Заканчивается бульвар тоже памятником — инженеру-механику Владимиру Шухову. Фигура изобретателя стоит на постаменте в виде башни на Шаболовке. Его украшают изображения инструментов и деталей технических узлов и элементов конструкций, созданных Владимиром Шуховым. Среди них радиобашня, перекрытия Киевского вокзала и ГУМа, нефтепроводы, танкеры. Маски Меркурия и китайские иероглифы Сретенский бульвар заканчивается у Тургеневской площади. Здесь Бульварное кольцо пересекает Мясницкая улица, благоустроенная в 2015 году. На Мясницкой что ни здание — то памятник. Дом 7 в XIX столетии знала вся страна: здесь Александр Чертков собрал самую большую в то время библиотеку, посвященную российской истории. Дом 8/2 с масками покровителя торговли бога Меркурия — это Дом фарфора, построенный по проекту Федора Шехтеля. Еще один проект знаменитого архитектора — доходный дом Строгановского училища (Мясницкая, дом 24). Его фасад декорирован керамическими панно, выполненными по рисункам Шехтеля. Пожалуй, самое примечательное здание на Мясницкой — дом 19, известный как чайный дом Перлова. Он украшен башенкой-пагодой, лепниной в виде драконов, змей, китайских зонтиков и фонариков, а надписи на фасаде сделаны стилизованным под китайские иероглифы шрифтом. Ресторан «Прага» и один из первых синематографов Москвы Если хочется попасть на мастер-класс или концерт, стоит заглянуть на Новый Арбат, который после реконструкции стал одним из мест, где проводят городские фестивали. Он превращается то в съемочный павильон, то в площадку для каскадеров, то в центр современного искусства. А еще здесь появилась новая достопримечательность — 300-метровая лавочка, самая длинная в Москве. Впрочем, на этой улице и «старых» достопримечательностей достаточно: это и ресторан «Прага», построенный в конце XVIII века, и доходные дома начала ХХ столетия, и знаменитые дома-книжки, на которых к праздникам и акциям загораются открытки и показывают видеоролики. Отсюда рукой подать до Воздвиженки, благоустроенной в 2016 году. Путь лежит через Арбатскую площадь, где находится кинотеатр «Художественный» — один из первых синематографов в Москве. Именно здесь показали премьеру «Броненосца “Потемкина”» Сергея Эйзенштейна, первую советскую звуковую ленту — «Путевку в жизнь» и первую полнометражную картину в цвете — «Груню Корнакову». «Дом дурака» и флигель «Руина» На Воздвиженке находится один из самых необычных домов в Москве — дом Арсения Морозова. Его украшают башенки, колонны, балконы и узел из канатов — символ благополучия и долголетия, а фасад покрыт ракушками. В экзотическом особняке можно найти элементы чуть ли не всех архитектурных направлений: в оконных проемах красуются классические колонны, парадную столовую украсили в стиле псевдоготики, главную гостиную — в стиле ампир, будуар хозяйки — дань уважения барокко. Были и залы в китайском и арабском стилях. Предпринимательница и меценатка Варвара Морозова стараний сына не оценила. «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва» — говорят, именно так отреагировала она, увидев причудливую постройку. А вот дом 9 на Воздвиженке, с виду обычный, интересен своей литературной историей. Он принадлежал Николаю Волконскому, деду Льва Толстого. Этот дом описан в романе «Война и мир»: здесь Наташа Ростова представляется старому князю Болконскому, здесь устраивается партия Марьи Болконской и Николая Ростова. В 1830-е годы усадьба перешла к дворянской семье Рюминых, на балу у которых писатель увидел княжну Прасковью Щербатову, ставшую прототипом Кити Щербацкой из «Анны Карениной». В доме 5, строение 25 — это флигель «Руина» — появилось новое музейное пространство. Поначалу в здании были каретный сарай и конюшня. В конце XIX века флигель усадьбы Талызиных надстроили и превратили в казенную палату, а в начале прошлого столетия в нем располагался научно-исследовательский институт. В 1930-е годы под усадьбой прокладывали метро. В 1990-е здание пережило пожар, а теперь, после реставрации, это и музей, и архитектурный экспонат. Свое название он получил из-за непростой истории, а еще потому, что долгое время находился в аварийном состоянии. Дальше, на углу Воздвиженки и Моховой, — монументальное здание Российской государственной библиотеки. Ее украшают бронзовые барельефы с изображениями Архимеда, Коперника, Ньютона, Ломоносова, Дарвина, Пушкина и других ученых, философов и писателей. Для облицовки использовали известняк и черный гранит, в интерьерах — мрамор, бронзу, дубовые панели. А у входа в библиотеку расположен памятник Федору Достоевскому. Место выбрано не случайно: он был читателем библиотеки Московского публичного и Румянцевского музеев. До сих пор рукописи писателя хранятся в РГБ. Двор учителя Петра I и Дом Пашкова Если у здания Российской государственной библиотеки свернуть направо и пройти по Моховой улице к памятнику князю Владимиру, выйдешь на Знаменку. Ее история восходит к XV веку, правда, нынешнее имя улица получила к концу XVI. Им она обязана церкви Знамения Божией Матери, которая не сохранилась. Тогда улица была застроена домами Шуйских, Ртищевых и других знатных семейств. В XVIII столетии у Боровицкого моста располагался двор учителя Петра I Никиты Зотова, ближе к стене Белого города — дворы графа Федора Апраксина и генерал-аншефа Матвея Толстого. Жемчужина Знаменки — ярко-белый Дом Пашкова, приподнятый на высокий цоколь. Его построили всего за два года по проекту Василия Баженова. При первом хозяине, Петре Пашкове, бельведер дворца украшала статуя Марса, центральный портик — герб семьи. Их демонтировали еще по указу Петра I. Деревянные бельведер и галереи сгорели при пожаре 1812 года, а позже были восстановлены архитектором Осипом Бове. Больше пешеходных маршрутов можно найти на Московском туристическом портале и сайте «Узнай Москву». В приложении «Узнай Москву» к лету появится автоматический аудиогид по историческим местам столицы. Он вычислит, мимо каких исторических зданий проходит пользователь, и сам включит нужную аудиодорожку.

Дом с тритонами и двор учителя Петра I, или Что расскажет «Моя улица»
© Mos.ru