Войти в почту

Ким впечатлил Сталина, но недостаточно

25 апреля 1940 года был создан первый народный автомобиль "КИМ-10". Корреспондент "ВМ" отправилась в музей ретро-транспорта, чтобы взглянуть на именинника.В Музее «Московский транспорт» «КИМ-10» красуется на одном из самых видных мест. - Автомобиль попал к нам из музея завода «Москвич». Кто ездил на нем неизвестно, но выдающиеся люди за руль такой машины точно не садились. Представительский класс - это не про «КИМ-10», - поделилась с «ВМ» Анна Краснова, главный хранитель Музея «Московский транспорт». Тем не менее, именно с этим экспонатом связана целая эпоха. Именно «КИМ-10» считается первым народным средством автотранспорта, который бы мог приобрести себе среднестатистический гражданин. С начала 20 века проектировщики во странах мира были одержимы идеей создания такой машины. В СССР в конце 30-х годов местом рождения первого личного автотранспорта советских людей стал Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ). Название машина получила одноименное. - Осталось много легенд об этом автомобиле, - рассказывает Анна Краснова. - Говорят, когда Сталину предложили прокатиться, тот сел на пассажирское сиденье и выдал фразу: «И вы присаживайтесь». Но присаживаться было некуда, автомобиль-то был двухдверный, а просить вождя пересесть на заднее сидение, никто бы не отважился, - поведала Анна Краснова. Неудивительно, что новинка Сталина особо не впечатлила. Сам вождь ездил на новеньком американском «Паккарде», который подарил ему Рузвельт. Тогда конструкторы совершили невозможное и в кратчайшие сроки создали «КИМ-1052» с четырьмя дверями. Сохранившийся экземпляр этой марки в настоящие дни хранится в Политехническом музее. Ценность обоих вариантов огромная. - Всего было выпущено около 500 экземпляров «КИМ-10». Большинство из них погибло во время Великой Отечественной войны. Но, тем не менее, в гаражах то тут, то там всплывают уцелевшие экземпляры, - добавила Анна Краснова. Идея народного автомобиля не получила развития популярности. Все-таки слишком дорогим оказалось такое удовольствие. Заплатить 7 тысяч рублей при зарплате в 300 рублей не мог заплатить рядовой советский человек мог позволить себе с огромным трудом. Да и после войны проект не стали восстанавливать. На заводе «Москвич» создали уже знакомое всем одноименное транспортное средство. И именно этот автомобиль получил в последствии настоящий реальный статус народного.

Ким впечатлил Сталина, но недостаточно
© Вечерняя Москва