Ещё

Шпаги к бою, господа! 

Шпаги к бою, господа!
Фото: Ревизор.ru
Своим рождением «Серебряная шпага» обязана неиссякаемой энергии заслуженного артиста РФ, заведующего кафедрой сценической пластики ГИТИС Николая Карпова, ставшего его первым президентом. Фестиваль проводился в честь основоположников отечественной традиции сценического фехтования Аркадия Немеровского (отца-основателя так называемой московской школы) и Ивана Коха (заложившего фундамент школы петербургской). Завет мастеров — не выходить на сцену с холодным сердцем — Николай Васильевич сделал девизом фестиваля, который с 2014 года носит его имя.
В 2007 году все начиналось как своего рода «поединок» друзей-соперников — четырех театральных «китов» столицы: ГИТИСа (тогда еще РАТИ), Школы-студии МХАТ, училища им. Щепкина и института им. Щукина. Но всего через два года фестиваль собрал под свои знамена питомцев почти всех крупных театральных вузов страны, а с 2013-го стал международным — за право стать лауреатами «Серебряной шпаги» в разные годы боролись испанцы и французы, итальянцы и казахи, эстонцы и англичане. Для зарубежных участников это действительно особая честь, ведь аналогов «Серебряной шпаге» в мире не существует.
Фото: Сергей Чалый
Сценическое фехтование — это не просто одна из базовых дисциплин актерского мастерства, но — искусство, можно сказать спектакль в спектакле, который должен не просто восхищать зрителя, но заставлять его сопереживать происходящему. В Европе же популярно так называемое артистическое фехтование — разновидность спорта, цель которого сделать поединок зрелищным.
Объяснить различия и приоткрыть некоторые секреты мы попросили человека, чьим искусством наслаждаются зрители «Королевы Марго», «Графини де Монсоро», «Гардемаринов III» и других исторических картин — председателя жюри фестиваля, постановщика боев, режиссера, актера и педагога Андрея Рыклина:
— В спорте все по-настоящему: противник — всегда противник и итог поединка — победа одного из соперников и поражение другого. В историческом и реконструктивном фехтовании — то же самое. А на сцене и на съемочной площадке действуют законы не спорта, а драматургии: поединок придуман и продуман от первого до последнего движения — импровизация исключается. Актеры — не соперники, а партнеры, и по ходу поединка каждый должен понимать свое тело, ощущать его в пространстве и четко представлять, как то, что он делает, смотрится из зрительного зала. Вот такое чистой воды надувательство, выстроенное по принципам драматургии — завязка-развитие-кульминация-финал — которое доверчивый зритель принимает за правду.
При этом шпага в руках актера все равно остается оружием, и об том всегда надо помнить. Обезьяна взяла палку в лапы не только, чтобы бананы сбивать. И пусть мы летаем в космос и делаем ядерные бомбы, даже самая убогая палка по-прежнему выполняет свои функции. В сценическом фехтовании существует незыблемое правило — шпага не должна коснуться партнера — это за пределами профессии.
Фото: Сергей Чалый
“Серебряная шпага” — пусть это прозвучит нескромно — фестиваль уникальный, единственный в своем роде. Ничего подобного за рубежом нет: на фестивали и даже на «чемпионаты мира» собираются дилетанты, любители красиво помахать шпагой в эффектных костюмах. Для «Шпаги» не зрелищность, но профессионализм был и остается главным критерием, наша школа — лучшая в мире. Да, это соревнование, в котором есть победители, но главное — не в том, чтобы выявить лучших. Мы хотим создать систему, которая будет реально работать в наших театральных школах. Фехтованию уделяют все меньше учебного времени, как и вообще сценическому движению, как и танцам — сдали и забыли. Вузы «экономят», рассчитывая на то, что, если надо, постановщики выдрессируют любого актера. Увы, если у артиста нет школы, за пару репетиций впечатляющий поединок Гамлета с Лаэртом не поставишь, отсюда мода на замену поединков некими «пластическими этюдами», особенно в нестоличных театрах, а в кино привлечение дублеров. Фехтование — жесткая форма, его надо поддерживать в рабочем состоянии. «Шпага» — не обычный конкурс, а возможность не только себя показать, но и на мастеров посмотреть. С прошлого года помимо конкурсной программы мы устраиваем для участников «разбор полетов», чтобы они могли задавать вопросы, разбирать свои ошибки, учиться у более опытных коллег. В идеале «Шпага» должна путешествовать по России, проводиться не только в Москве, но и в других вузах страны, давать мастер-классы, гала-представления победителей. Это вопрос профессионального престижа. И… отсутствия финансов. На одном энтузиазме эту махину не запустить. К сожалению, проводить фестиваль с каждым годом становится все сложнее и именно из-за недостатка средств.
Фото: Сергей Чалый
В жюри фестиваля по традиции приглашаются признанные мастера — режиссеры и педагоги по пластике, постановщики боев и трюков, каскадеры. В этом году в его состав вошли президент Ассоциации каскадёров России Валерий Деркач, член Российской гильдии режиссёров и педагогов по пластике, доцент Школы-студии МХАТ Андрей Ураев и профессор Театрального института им. Б. Щукина Андрей Щукин, а международного авторитета добавили президент Британской академии сценического боя Роджер Бартлетт и Чешской ассоциации каскадёров Игорь Кристоф. Задача перед ними всегда непростая, ведь следя за стремительно разворачивающимся поединком, сколько бы человек в нем не участвовало, судьям нужно оценить не только мастерство владения клинком и актерской профессией, но и законченность драматургии, адекватность сценографии и, конечно же, историческую достоверность — соответствие приемов, оружия и костюмов выбранному сюжету и эпохе. Наградами достойнейшим на сей раз стали три шпаги и два кинжала, изготовленные известным мастером-оружейником Сергеем Лютровым, а обладателям Гран-при достался меч работы одного из членов жюри — Игоря Кристофа.
Фото: Антон Игошев Полторы сотни участников — рекорд за всю историю фестиваля. Астрахань и Ярославль, Петербург и Тула, Воронеж, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Северная Осетия и Удмуртия, гости из Монголии и Польши, которая представлена обеими своими театральными столицами — Варшавой и Краковом. География фестиваля всегда удивляет, а программа преподносит сюрпризы. В этом году «вечного» Дюма слегка потеснил Артуро Перес-Реверте, а некоторые даже рискнули со шпагой в руке пересказать комедию Аристофана и сказку про Колобка.
Победители в номинациях были объявлены 21 апреля на гала-концерте, прошедшем на сцене театрального центра «На Страстном».
Самому юному участнику фестиваля — Тимофею Иванову, воспитанник Студии сценического фехтования «Volte» всего 9 лет. Его номер «Геройству возраст не помеха» был удостоен приза за яркий дебют. Приз ректора ГИТИСа уедет в Монголию, приз президента фестиваля — в Удмуртию, приз лаборатории педагогов по сценическому фехтованию — в Ярославль. Лучшим трюком оказались «Муки творчества», продемонстрированные студентами Института современного искусства), а самым оригинальным боем стала «Коррида», разыгранная их коллегами из Пермского государственного института культуры.
Фото: Сергей Чалый
Лучшей исполнительницей стала актриса Нижегородского театра «Комедiя» Светлана Тюльпанова (номер «Учитель фехтования», постановщик Дмитрий Заботин), впервые взявшая шпагу в руки всего год назад!
Лучших исполнителей оказалось сразу двое — Артём Васюков и Евгений Застражников из Тульского областного театра юного зрителя, (номер «Месть», педагог Максим Авдеев). Гран-при фестиваля за лучший бой, а также приз зрительских симпатий достался студентам ВТУ им. Щепкина Илье Крутоярову и Алексею Сахарову (“Сирано де Бержерак”, педагог Иван Калинин).
Несмотря на накал конкурсной борьбы на «Серебряной шпаге» не бывает победителей и побежденных, потому что на сцене не бывает победы по очкам. Так что завершение фестиваля не повод вкладывать шпаги в ножны.
Видео дня. В Санкт-Петербурге вооружённый мужчина ограбил отделение «Совкомбанка»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео