Войти в почту

«Азбуку тундровичка» первыми получат ныдинские первоклассники

Буквы ненецкого языка в новом учебном пособии представляют не привычные арбуз, барабан, вишенка и т.п., а предметы из кочевого обихода – животные и растения Ямала. И это – самая правильная азбука для юных тундровиков. Казалось бы, как просто подготовить первый и самый простой учебник родной речи – берешь буквы, добавляешь поясняющие картинки. В случае с ненецкой азбукой сложность оказалась в том, что стандартный набор иллюстраций не подходит обитателям тундры, для них ананасы, зебры, экскаваторы – абстракция и не больше. – Поэтому для картинок мы использовали образы, знакомые ребятишкам-кочевникам с раннего детства, – рассказывает Людмила Са, автор-составитель ряда учебников на ненецком языке, учитель младших классов. – Это животные и растения тундры, речные и озерные обитатели, вещи из чума, традиционные самодельные игрушки, олени и предметы, связанные с оленеводством. Каждую из 36 букв ненецкого алфавита сопровождают небольшие тексты, которые, как предполагается, ребенку прочтут родители или педагоги. Сюжетные картинки тоже из тундровой жизни – для этого Людмила Михайловна использовала работы своих бывших учеников, а ныне выпускников. Весной труды педагогов оценили 11 ребятишек, побывавших на мобильной сезонной площадке Ныдинской школы-интерната. Теперь алфавит, как родной край – весь на ладони. Ближайшим летом первые экземпляры «Азбуки тундровичка», в специальных рюкзачках, вместе с набором других полезных вещей передадут в подарок будущим первоклассникам Ныдинской школы-интерната. Учебник распечатают на принтере специально для уроков кочевой школы, которые будут вести три девушки – вожатые. Все они старшеклассницы, которые на летние каникулы вернутся в родные стойбища. Их воспитанниками станут около 20 дошколят-тундровиков. Еще с одной группой будущих первоклассников проведет выездные занятия воспитатель ныдинского детсада. Подобную подготовку педагоги ведут третий год и результатами довольны. – Еще лет десять назад большинство тундровых ребятишек, садясь за парты, даже не умели держать в руках ручку, у них был плохой почерк, – говорит Людмила Михайловна. – Позже проблемы решались в нулевых классах, но при перестройке система образования от них отказалась. Детки же, которые приходят в нашу школу сейчас, уже знакомы с буквами и цифрами, умеют рисовать, разукрашивать картинки, и, что самое главное – очень хотят учиться! Азбука – далеко не первый подобный опыт ныдинских педагогов. На третьем Арктическом образовательном форуме они презентовали букварь на ненецком языке, рабочие тетради для письма и словарь-разговорник, выпущенные издательством «Просвещение». По словам Людмилы Михайловны, которая тоже участвовала в разработке букваря, он рассчитан на ребят, знающих буквы, поэтому кроме текстов, предметных и сюжетных картинок, в нем есть ребусы, игры, кроссворды. – Все они связаны с предметами и понятиями тундровой жизни. Наверное, еще и поэтому первоклассники так любят уроки родного языка. Сейчас я готовлю учебник математики для дошколят, использую тот же принцип и знакомые малышам понятия, – отметила Людмила Са. Комментарии ЮНЫХ КОЧЕВНИКОВ, НЕ ГОТОВЫХ К ШКОЛЕ, БОЛЬШЕ НЕТ! Людмила Марченко, начальник департамента образования Надымского района: – Раньше юные тундровики зачастую бывали не готовы к первому классу. Но работа девочек-вожатых, а они занимаются с дошколятами уже три года, дает отличные результаты. Всё больше становится детей, которые имеют уровень подготовки выше среднего. Наши вожатые берут в тундру игровые наборы, обучающие комплексы для формирования первичных представлений в области родного и русского языка, математике и окружающем мире, спорте. У девушек нет глубоких познаний в области педагогики, только базовые. Поэтому все занятия строятся на игре. Что еще очень важно: наши юные «кочевые учителя» выросли в тундре, знают национальные особенности, и свободно общаются на ненецком и на русском языках. Они как бы помогают дошколятам перевести тундровые понятия на русский, это пригодится для языковой адаптации перед поступлением в школу, переездом в интернат. К слову, одна из выпускниц, в свое время работавшая вожатой, получает педагогическое образование. И это – тоже результат! Ведь много лет школьники массово стремились в нефтегазовую отрасль. Сейчас же возвращается осознание того, что педагогика, сельское хозяйство, ветеринария, – всё то, чем ранее успешно занимались коренные северяне – тоже уважаемые занятия.