Джасур Исхаков о Малике Каюмове: он был легендой своего времени

ТАШКЕНТ, 22 апр — S utnik. Он был последним свидетелем вскрытия гробницы Тамерлана в июне 1941 года и оставался одним из последних фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. Своими воспоминаниями об этом уникальном человеке и профессионале своего дела с корреспондентом S utnik Узбекистан поделился известный в стране режиссер, сценарист и драматург Джасур Исхаков, который проработал с Маликом Каюмовом долгие годы и считает его не только коллегой, но и наставником. По словам режиссера, благодаря профессии документалиста Каюмов знал очень многих, и его многие знали. Он помнил по именам знаменитых передовиков-хлопкоробов, простых мирабов, остроумных аскиябозов, архитекторов, строивших новый Ташкент, известных актеров, музыкантов. Его любили многие художники, молодые и не очень, которые дарили ему свои замечательные картины. "Я разглядывал его фотографии разных лет. Малик Каюмович с молодым еще бородачом Фиделем Кастро… С вождем вьетнамской революции Хо Ши Мином… С красивым и мудрым Джавхарларом Неру… С улыбчивым Юрием Гагариным… Я вдруг понял, что это не снимки из разряда "разрешите сняться с вами на память". Это были фотографии людей равных, глубоко уважающих друг друга, со своими собственными, мощными харизмами. Почти на всех этих снимках Малик Каюмович улыбается. В правой руке — его вечная спутница — кинокамера "Конвас", — рассказывает Джасур Исхаков. Он, вспоминает собеседник, был легендой, даже в какой-то мере символом той эпохи, того времени. И одновременно он был и ярким представителем той самой эпохи. Его время не могло не оставить отпечатка на его характере, привычках. Как человек с необычайно мощной харизмой, Малик Каюмович был словно соткан из противоречий. "Долгие годы он состоял на руководящей работе. А тогда главенствовал командно-административный стиль руководства. Считалось вполне естественным, что хороший руководитель может и по столу кулаком грохнуть, и накричать на подчиненного. Что греха таить, и у Каюмова было такое. Как говорится, из песни слов не выкинешь. Однако он всегда оставался справедливым начальником и знал, когда хвалить, а когда ругать", — говорит режиссер. С Каюмовым, по словам Исхакова, работать было одновременно легко и трудно. Легко, потому что, когда руководитель досконально знает предмет, он и задания дает четкие и вразумительные. Трудно, потому что он всегда был очень требовательным. При этом Исхаков вспомнил одну интересную сцену из жизни выдающегося документалиста. "Не забуду, как однажды на студии хроники появился поэт Константин Симонов. Он приехал прямо из аэропорта, не устроившись в гостинице. Малик Каюмович поднялся к нему навстречу, и эти два уже не очень молодых человека обнялись. Потом Симонов поцеловал старого друга по-русски, три раза, смахнул слезу и хрипло, со своеобразной картавостью, спросил: "Малик, дорогой мой, как ты? ". Малик Каюмович что-то ответил ему, и они пошли по аллее от толпы встречающих. Почти полчаса они ходили в одиночестве взад и вперед, смеялись, хлопали друг друга по спине, потом останавливались и снова говорили негромко о чем-то сокровенном, известном только им одним", — рассказал кинодеятель. По его воспоминаниям, Малик Каюмов равно относился и к высокопоставленным партийным боссам, и к простым людям. Но совершенно не выносил фамильярности и хамства. И не дай Бог было попасть под его горячую руку. Очень трепетно он относился к обычаям и традициям узбекского народа. Он не мог терпеть, если нарушалось почитание взрослых людей и если с недостаточным вниманием относились к детям. Режиссеру, который долгие годы рука об руку работал с Каюмовым, вспомнилось также и трепетное отношение этого человека к женщинам. Он удивительно относился к ним, замечает Исхаков. От него благодарный ученик впервые узнал, что в Коране именно женщина возводится на самую высокую ступень мироустройства. "Это он говорил еще в те времена, когда не полагалось говорить на эти темы и цитировать строки Корана. До конца своей жизни Малик Каюмович с нежностью и любовью вспоминал свою мать. В день съемок он дал нам пожелтевшую фотографию своей матери и попросил сделать несколько копий большего размера", — сказал собеседник. В связи с этим режиссер отметил и другой интересный факт биографии известного советского оператора, который раскрывает его харизматическую личность и дар убеждения. По его воспоминаниям, еще в 60-е годы Каюмов смог убедить высокое начальство о необходимости провести киносъемки в Мекке и Медине. "В целях противодействия религиозным предрассудкам". Без этого лукавого предлога ему вряд ли разрешили бы выехать в Святые места, убежден Исхаков. Позже, как он вспоминает, сам Каюмов рассказывал, как горда была его мать, что ее сын совершил хадж. В те времена это было несбыточной мечтой многих правоверных мусульман. По мнению Джасура Исхакова, пока жива память о человеке, жив и он. К Малику Каюмову это относится в полной мере. Как говорит режиссер, он гордится тем, что знал этого человека, работал рядом с ним и был одним из его верных учеников. "Малик Каюмович Каюмов — кинематографист с большой буквы, ветеран, он был последним военным кинооператором и просто замечательным человеком. Он очень любил жизнь. Во всех ее проявлениях. И она его любила. И к тому же совсем не баловала. Но подарила ему удивительную высоту духа, когда он поднимался над границами, когда он видел Землю, словно с большой высоты. Кино, которому он посвятил всю свою жизнь, — это попытка остановить мгновение. Однако иногда наша память лучше и ярче, чем любые кинокадры", — заключил собеседник. Подписывайтесь на канал S utnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Джасур Исхаков о Малике Каюмове: он был легендой своего времени
© Sputnik Узбекистан