Шерлок выходит из тени. В столице появился театральный сериал
В драматическом театре, надо сказать, к Конан Дойлу возвращаются не часто. И еще, кажется, ни разу рассказы про английского детектива и его помощника не были поставлены в театре теней, который точно может передать таинственную атмосферу этих произведений. Тем более, что еще хотелось бы увидеть на театральной сцене подросткам? Конечно, чудищ, привидений и вампиров! Постановка задумана как театральный сериал, состоящий из отдельных новелл. Два года назад театр выпустил первую часть – спектакль Светланы Дорожко “Собака Баскервилей”. Историю чудовища с торфяных болот рассказывала сама собака – общительная и дружелюбная. В новом сезоне театр выпустил продолжение сериала – “Вампир из Сассекса” в постановке режиссера Кирилла Левшина. Вскоре ожидается и третья часть, “Пестрая лента”, за которую возьмется художник всего проекта Виктор Никоненко. На спектакль любопытно прийти с детьми разных возрастов, не заскучают и взрослые. Несмотря на то что режиссеры, видимо, делают скидку на детский возраст и предлагают актерам играть уж слишком размеренно, не нагнетая суматохи и экшна, – обе новеллы спектакля придуманы изысканно. В “Собаке Баскервилей” актриса Раиса Граневская выходит на сцену и превращается в собаку одним наклоном головы – с помощью объемной шляпы-маски в виде меланхоличной собачьей морды. Её партнеры – Холмс (Михаил Хлюнев из Московского театра кукол) и Ватсон (Виктор Скрябин) все первое действие сидят в массивных английских креслах, вспоминая свое самое знаменитое дело. Живой актерский план здесь, наверное, менее удачен, чем композиция теневых эпизодов. С помощью художника Виктора Никоненко, много работавшего в Образцовском театре кукол, и художника по свету Владимира Стерлина историю о страшной погоне на торфяных болотах режиссер выстраивает, как теневой комикс. С детально вырезанными фигурками актеры работают очень профессионально и правдоподобно озвучивают, словно вдыхают в них жизнь. Но когда на сцену выходят живые люди, волшебство будто рассыпается. Визуальный образ и облик сцены скрепляет разномастные приемы режиссерского текста. Стильный и лаконичный павильон в викторианском стиле объединяет обе новеллы, обрамляя действие бархатной величавостью и темной глубиной. “Собака Баскервилей” в инсценировке Светланы Дорожко стала историей с ярко выраженной моральной, поучительной линией. Добрая от рождения собака по чужому злому умыслу становится убийцей – эту личную драму маленькой собачьей жизни она сохранит навсегда. Новелла “Вампир из Сассекса” выигрывает ставкой на театр кукольный. Развитие сюжета отходит на второй план и зритель готов долго наблюдать за ожившими куклами. В этом и эффект отстранения: пока герои спорят о существовании вампиров, сосущих кровь младенцев, вы удивляетесь точной и слаженной работе кукловодов. Режиссер поставил правильную задачу и для актеров: Шерлок Холмс и Доктор Ватсон тут комично разыгрывают друг друга, оттеняя драматизм сюжета.