Ещё
Украла 2 тыс. евро: Насте Рыбке выдвинули обвинение
Украла 2 тыс. евро: Насте Рыбке выдвинули обвинение
Происшествия
"Гипотетически": Кремль ответил Лукашенко
"Гипотетически": Кремль ответил Лукашенко
Политика
«Господи, помоги»: вопль россиянина заметили в космосе
«Господи, помоги»: вопль россиянина заметили в космосе
Общество
В России задумали ужесточить продажу алкоголя
В России задумали ужесточить продажу алкоголя
Общество

В тон черно-белому 

В тон черно-белому
Фото: Коммерсант
Вручены «Золотые маски»
Премия театр
На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска». Рассказывает .
Перед началом церемонии над сценой висели три огромных белых диска с анимированными рожицами, которые, покуда рассаживались зрители, вели между собой нескончаемый разговор. «А нельзя просто сделать хороший спектакль, без мата, без задниц, с красивыми костюмами? — брюзжала одна из них. — Я в театр прихожу отдыхать». Вторая кипятилась: «Театр должен обновляться! Театр нельзя цензурировать!» Третья устало призывала будущих лауреатов говорить покороче и процедуру не затягивать.
Можно было подумать, что этот пролог сулит и в ходе церемонии какой-то разговор — может, серьезный, а может, такой же шуточный — на предмет уж как минимум взаимоотношений театра и общества. В конце концов, устроили же кинематографисты на своей «Нике» совершенно неожиданный каскад фрондерских высказываний — а вокруг театра в последнее время тоже происходило много будоражащего.
Однако на поверку церемония, поставленная Ниной , оказалась зрелищем совершенно другого рода. Никакого капустника, никаких настойчивых увеселений в духе некоторых прошлых церемоний, когда вручение «Маски» обставлялось то как цирк с клоунами, то как спортивное состязание, то как малоудачная инсценировка «Мастера и Маргариты». Но и никакой злобы дня тоже. Чистое искусство, ничего больше.
Весь визуальный ряд художница выдержала в строгой черно-белой гамме: и заставку на огромном круглом экране, и сценический антураж, и костюмы задействованных в церемонии артистов, музыкантов и ведущих (парный конферанс достался актерам и ). Лаконичность преобладала не только в спичах лауреатов и репликах ведущих, но и в художественно-зрелищной части: между тематическими блоками номинаций артисты театра «Новый балет» исполняли компактные пластические этюды (тоже в черно-белых тонах), а музыканты Московского ансамбля современной музыки — минималистские пьесы. Впрочем, это была лаконичность на редкость хорошего тона, недешевая и тщательно рассчитанная.
Спору нет, изящество, динамичность, отсутствие помпы и лишней глянцевитости наградному вечеру «Маски» невероятно к лицу. Другое дело, что по настроению в этом образцово красивом и причесанном зрелище все-таки недоставало спонтанности и экспромта. Неотрепетированных и неожиданных моментов, благодаря которым премиальные церемонии, что греха таить, чаще всего и запоминаются, была сущая щепотка. Так, вручать премии в оперных номинациях пригласили вместе с сопрано Венерой Гимадиевой режиссера , который как раз в эти дни находится в громком конфликте с Камерным музыкальным театром имени Покровского и его музыкальным руководителем . В таком контексте сардонические остроты господина Кислярова о взаимоотношениях режиссеров и дирижеров в оперном театре (а также его фраза: «Лучшим дирижером для меня был и остается Геннадий Николаевич Рождественский») начинали звучать совершенно вразрез с общим «благорастворением воздухов». Кое-кто из «вручантов» все-таки умудрялся в отведенный краткий хронометраж аккуратно втиснуть разряжающий эстетскую атмосферу экспромт — как режиссер и хореограф , разыгравшие абсурдистский мини-скетч перед вручением премии в номинации «Эксперимент».
Наконец, нельзя сказать, что обошлось совсем уж без фронды — только нужна была известная способность улавливать намеки и флюиды, чтобы распознать критические высказывания в адрес государственной культурной политики. Например, директор «Золотой маски» , призывая почтить память многолетнего президента фестиваля , невзначай упомянула среди прочего: «Он говорил, как губительно некомпетентное вмешательство в искусство». А худрук Театра наций , вручавший премии в категории «Драма», обмолвился, что снимается сейчас в роли Ленина — и что совершенно случайно ему вспомнилась сейчас цитата из вождя мирового пролетариата об «изумительной, нечеловеческой музыке»: «Часто слушать не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно…» (При этом актер как бы оговорился, указав, что так Ленин высказывался о вагнеровском «Тангейзере», а не о бетховенской «Аппассионате», как было на самом деле.) И зал взорвался аплодисментами, будто услышав зажигательное прямое высказывание. Оставляя в стороне собственно премиальные итоги «Маски», приходится констатировать, что умение ловко и красиво пользоваться эзоповым языком, очевидно, снова становится актуальным искусством.
Видео дня. Первая леди наркоимперии станет звездой телеэкрана
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео