Ещё

«Золотая маска-2017» стала фестивалем компромиссов 

«Золотая маска-2017» стала фестивалем компромиссов
Фото: Ведомости
И в музыкальном, и в драматическом театре количество претендентов на награды побило все рекорды. В опере за звание лучшего боролись 12 спектаклей, в современном танце — девять, в драматическом театре — 28. Жюри взвалило на себя миссию миротворческих сил и попыталось отметить максимальное количество работ.
Балет и танец
В силу недальновидности экспертов еще до старта фестиваля лишился лидера современный танец: шедевр Соль Леон — «Совсем недолго вместе» они отправили в классический балет. Не рискнуло жюри поставить и на дебютанта с его обаятельным спектаклем «Чай или кофе?» (Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Победа досталась третий раз штурмовавшей «Маску» . Ее драйв и агрессивная танцевальность в спектакле «Балета Москва» «Все пути ведут на север» не таят никакой опасной многозначности.
В балете сам с собой соревновался . Ожидаемо жюри предпочло скрупулезно выточенную психологическую драму «Ромео и Джульетта» (Екатеринбургский оперный театр) со спаянным ансамблем исполнителей, во главе которого оказалась выдающаяся актерская работа  — Меркуцио (он лучший танцовщик сезона). Мистическая «Ундина» Большого театра, в которой хореограф отказался от проторенного пути и проник на неосвоенные территории, где белый балет соединяется с сюжетным, оказалась слишком радикальной. В ней оценили только труд дирижера , освоившего партитуру мало известного в  Ханца Вернера Хенце.
Прима Мариинского театра , без инструментального танца которой сложно представить современный русский балет, наконец дождалась своей персональной награды за «Скрипичный концерт № 2».
Опера
Всеобщая эйфория от «Травиаты» Пермского театра не передалась жюри. Российский оперный постановочный дебют отмечен наградами за личные достижения дирижера ( довел свою коллекцию до пяти «Масок»), исполнительницы лучшей женской роли ( за время, прошедшее после премьеры, успела стать звездой) и художника по свету (только в этой номинации награжден сам Роберт Уилсон).
Но звание лучшего спектакля досталось отточенной «Роделинде» Большого театра — копродукции с Английской национальной оперой. Эта работа обозначила поворот театра к музыке Генделя, уже давно отвоевавшей лучшие мировые сцены. Лучшим режиссером признан ее постановщик .
Специальным призом жюри отмечена и вторая генделевская премьера — «Геракл». Спектакль поставил Башкирский театр оперы и балета, раньше в интересе к раритетам не замеченный. Но, как оказалось, благодаря работе дирижера там нашлась и словно предназначенная для музыки XVIII в. исполнительница — .
За лучшую мужскую роль в опере награжден Липарит Аветисян, спевший кавалера де Грие в опере «Манон» в спектакле Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Мюзикл
Лучшим мюзиклом назван «Биндюжник и король» Красноярского ТЮЗа (театры продолжают бороться за расширение полномочий, выданных им при создании), лучшим режиссером — его постановщик . Лучшим композитором в музыкальном театре признан , награжденный за «Преступление и наказание» Московского театра мюзикла.
Частные номинации поделили «Белый. » петербургского Театра музкомедии и «История лошади» Самарской драмы.
Драма
Присутствие на масочной карте драматического театра Глазова, Шарыпова или  красноречиво свидетельствует о том, что, несмотря на финансовый кризис, театральный расцвет продолжается — правда, часто вовсе не там, где его ждешь.
Несмотря на внушительную длину, список неполон. Узнав состав экспертного совета фестиваля этого года, усиленного ультраконсерваторами вроде Капитолины Кокшеневой, свои работы сняли с масочной гонки и . Серебренников в сезоне 2015/16 г. выпустил «Кому на Руси жить хорошо», «Машину Мюллер» и «Кафку» в «Гоголь-центре». Богомолов — «Мушкетеров. Сагу» в МХТ им. А. П. Чехова и «Князя» в «Ленкоме». Таким образом картина в номинации «Спектакль большой формы» оказалась и так не вполне полной, но победа в ней спектакля «Русский роман» литовского тандема — режиссера Миндаугаса Карбаускиса и драматурга Марюса Ивашкявичюса — и в этом случае кажется как минимум неожиданной. Спектакль Театра им. Маяковского — пример хорошо сделанного театра. Здесь, как всегда, прекрасна сценография , забавны диалоги, сочиненные Ивашкявичюсом для членов семьи и соединенные с «», актерская игра — пример русского психологического театра: особенно хороши в роли , получившая в итоге «Золотую маску» за лучшую женскую роль, и  в роли реактивной Кити.
Но всего этого явно недостаточно, чтобы противостоять, например, стильной и мрачной «Грозе» Андрея Могучего. Оперные арии Бориса и фольклорные партии Катерины, сочиненные композитором Александром Маноцковым, задник а-ля палехская шкатулка от Веры Мартынов — продолжать можно долго. Впрочем, Могучему достался приз за лучшую режиссуру.
Равным образом награжденный «Золотой маской» «Русский роман» проигрывает противоречивому концептуальному «Гамлету» , в котором мэтр демонстрирует такой драйв в работе с текстом, что молодые авангардисты могут позавидовать. А «Маска», врученная за лучшую мужскую роль (впервые, кстати, им полученная), выглядит наградой спектаклю.
«Золотая маска» для драматургов, нововведение этого года, уехала в  вместе с Ивашкявичюсом. И печально, что жюри не воспользовалось этой номинацией, чтобы отметить бьющей наотмашь спектакль по пьесе «Саша, вынеси мусор», идущий на сцене Центра им. Мейерхольда. Пьеса и спектакль рефлексируют на темы последних событий на , и в этой рефлексии нет ни правых, ни виноватых: одна только боль истории, в которой покойники воскресают, чтобы отправиться на войну, а их жены и дочери выступают против такого воскрешения.
«Лучшим спектаклем малой формы» стал «. Кабаре» . Театральный маг из московского подвала в Вознесенском переулке наконец-то получил свою первую «Золотую маску», и это невероятное чудо. Спектакль про край, где снега по колено, — беззащитно несовременный шедевр, какие умеет делать только этот режиссер. Другое дело, что эта победа удивила многих, потому что в номинации были представлены «Три сестры» , поставленные в новосибирском «Красном факеле» и получившие в итоге спецприз за актерский ансамбль (в абсолютно режиссерском спектакле).
Эксперимент
Эта номинация вновь продемонстрировала свою уязвимость: приз достался «Снегурочке» новосибирского театра «Старый дом», где музыку Александра Маноцкова актеры извлекают из деревяшек, бус и трещоток. Правда, если учитывать наличие в этой номинации формального «Поля» от  и театра ost, социального «Языка птиц» от Бориса Павловича (БДТ им. Г. А. Товстоногова и Центр «Антон тут рядом») и иммерсивных «Разговоров беженцев», играющихся на вокзале (, Константин Учитель, продукция летнего фестиваля искусств «Тоска доступа»), покажется, что экспериментальная опера «Снегурочка» была гениальным выходом из ситуации, который совместно нашли музыкальное и драматическое жюри.
Куклы
Среди семи кукольных постановок, участвовавших в конкурсе, отмечены явные лидеры. Лучшим спектаклем стало «Колино сочинение» продюсерского центра «КонтАрт» из Санкт-Петербурга (режиссер ). В основе — книга «Мой сын — даун» и стихи его одаренного ребенка. Деликатная тема раскрыта тонко, вдумчиво и очень красиво. и Александр Басланов, играющие любящих родителей, стали лауреатами премии за актерские работы.
«Маску» за режиссуру получила из Московского театра кукол. Ее «Сказка с закрытыми глазами „Ежик в тумане“ необычна. Зрители, находящиеся среди актеров и декораций, ощущают атмосферу леса, чувствуют его запахи, звуки, прикосновения.
А , лучший кукольный художник нынешней „Маски“, мастерски обошелся с пространством в постановке Петрозаводского театра кукол „Железо“. На сцене — престарелый советский „Запорожец“. Внутри него живут куклы и люди. Оживает и сама машина — то разваливается, то налаживается. Совсем как неказистая жизнь ее владельцев из недавнего прошлого.
Церемония
Чуть ли не самой удачной за несколько лет (а в последние годы смотреть на вручение „Золотой маски“ очень интересно) оказалась церемония награждения, сочиненная Ниной и .
Еще до входа в зал зрители могли слышать тексты, произнесенные псевдодетскими голосами с круглых плазменных экранов в виде смайлов — удивленных, восторженных, злых. „Мелкотемье, вся эта ваша современность — мелкотемье“, — вещали черно-белые смайлы голосами студентов Мастерской в Школе-студии МХАТ. Сама церемония тоже оказалась черно-белой и минималистичной. В ней участвовали Московский ансамбль современной музыки, театр пластического балета „Новый балет“, мимический ансамбль Большого театра и хореограф, солист получившего „Золотую маску“ „Балета .
Ведущие и , несколько раз менявшие черно-белые наряды на бело-черные, музыка , падающие на сцену белые шарики, которые Перетрухина и художник по костюмам сами собрали и потом раздали зрителям, — вся церемония оказалась сочетанием человечности, красоты и иронии в точных пропорциях.
Видео дня. Пенсионерка превратился самоизоляцию в ад для соседей
Комментарии
Общество , Виктория Терешкина , Виктор Антонов , Яна Тумина , Сергей Епишев , Анна Каренина , Дмитрий Брусникин , Андрей Кайдановский , Кирилл Серебренников , Роман Феодори , Роберт Уилсон , Лев Толстой , Тимофей Кулябин , Наталья Ворожбит , Пол Лайтфут , Антон Макаров , Яков Каждан , Юрий Погребничко , Данила Козловский , Вера Панфилова , Виктор Рыжаков , Надежда Павлова , Константин Богомолов , Ксения Перетрухина , Теодор Курентзис , Софья Толстая , Карин Понтьес , Анна Чиповская , Лев Додин , Ричард Джонс , Диляра Идрисова , Стив Райх , Эдуард Артемьев , Константин Челкаев , Владимир Кузнецов , Евгения Симонова , Павел Клиничев , Игорь Булыцын , Анна Сомкина , Вячеслав Самодуров , Дмитрий Волкострелов , Сергей Бархин , Сергей Голышев , Наталья Пахомова , Минкультуры , Литва , Магадан , Москва , Новокуйбышевск , Санкт-Петербург , Чусовой
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео