Войти в почту

В ожидании Лоэнгрина

Опера Сальваторе Шаррино на Пасхальном фестивале в Зальцбурге Фестиваль опера В год полувекового юбилея зальцбургский Пасхальный фестиваль меняет привычный облик -- в его афише появилась современная камерная опера. "Лоэнгрином" Сальваторе Шаррино специально для "Ъ" восхищался Алексей Мокроусов. Вытянутая вдоль сцена напоминает о широкоэкранных фильмах 1970-х. Восход солнца в огромных окнах с видом на пляж красив, но сама комната отеля хотя и просторна, но носит следы запустения (за оформление и костюмы отвечал творческий дуэт Donmartin Supersets). У двуспальной кровати стоит большая тележка из строительного супермаркета, заполненная каким-то хламом белого цвета. В припадке Эльза (немецкое сопрано Сара Мария Сун) вспарывает постельное белье, складированное в коляске, и разбрасывает его по комнате. Эльза то ли безумна, то ли на грани нервного срыва. Комната в отеле называется "для новобрачных" (так обозначено в либретто), но выглядит, скорее, комнатой для разводящихся. Эльза расстается с Лоэнгрином, тот к ней так и не приходит. Оперу современного сицилийского композитора Сальваторе Шаррино можно было бы назвать "В ожидании Лоэнгрина", но тот назвал ее просто -- "Лоэнгрин". От Вагнера здесь имя и остатки сюжета, музыка же инспирирована Клаудио Монтеверди, мадригал столь ценимого Шаррино автора даже звучит в начале часового представления, ради него в состав Австрийского ансамбля новой музыки введена теорба. В качестве "форшпиля" исполняется и фрагмент опуса Шаррино "Gesualdo senza parole", напоминающего о Карло Джезуальдо и возрожденческих симпатиях автора; другим полюсом его интересов оказывается Шенберг и Веберн. 70-летний Шаррино -- человек в Зальцбурге известный. Несколько лет назад Зальцбургский фестиваль организовал серию концертов под названием "Континент Шаррино" (их придумал нынешний интендант фестиваля Маркус Хинтехойзер). А в 2006 году именно Шаррино первому присудили музыкальную премию Зальцбурга. Признание дорогого стоило: премия современному композитору составила €80 тыс. плюс еще €20 тыс. получил ученик лауреата (сегодня выплаты сократились до €60 тыс.). Для автора, не следующего общепринятым конвенциям, это выглядело честью, а вот для мировой системы музыкального образования, скорее, упреком. Шаррино консерваторий не посещал, у него вообще нет законченного высшего образования, что не помешало ему руководить театром в Болонье, много и успешно преподавать, а главное, оставаться одним из самых впечатляющих композиторов современности. Его первое произведение публично исполнили, когда автору было только 15 лет; десятилетия спустя опусы Шаррино -- он создал и много опер, в том числе "Ужасную и жалостную историю князя Венозы и прекрасной Марии" для сицилийского кукольного театра,-- исполняют по всему миру. Как всякий автодидакт, Шаррино не только поражает легкостью, с которой отказывается от привычных норм и создает действительно новую музыку, он находит в мировой культуре в качестве соавторов полузабытые, но от того не менее интересные имена. Так, либретто для "Лоэнгрина" создано на основе рассказа Жюля Лафорга (1860-1887), литератора и журналиста, чья биография выглядит нетипичной даже для бурного XIX века. Лафорг из семьи французских эмигрантов в Монтевидео, ребенком вернулся на родину, учеба у него, как позднее и у Шаррино, не задалась, он стал секретарем знаменитого критика и коллекционера Шарля Эфрусси, потом уехал в Берлин, работал чтецом у императрицы Августы, жены Вильгельма I, женился на англичанке и умер молодым в Париже. От Лафорга осталось несколько сборников. "Лоэнгрин" задуман как azione invisibile, "невидимое действо", для певицы, 12 инструментов и голосов. Его премьера прошла в 1983 году в Piccola Scala в Милане, но год спустя Шаррино переработал партитуру, эту версию и показывают в Зальцбурге. Дирижер Петер Тиллинг словно создан для такой музыки, производящей впечатление потаенного и странного всеми мыслимыми звуками и состоящей порой из шорохов, горловых звуков и вскриков. Австрийский ансамбль новой музыки -- правильное решение для инсценировки Михаэля Штурмингера (изначально должны были играть музыканты Академии Джузеппе Синополи государственной капеллы Дрездена, главного оркестра Пасхального фестиваля в Зальцбурге, но от такого выбора по организационным причинам отказались). Мужской хор невелик составом, но ярок и точен исполнением. Здесь три певца -- китайский тенор Шан Хуан, австрийский баритон Руперт Грессингер и русский бас Александр Воронов (после учебы в Московской консерватории он перешел в зальцбургский Моцартеум, сейчас поет в ансамбле BachWerkVokal). Но основные режиссерские заботы были связаны с работой Сары Марии Сун, и здесь постановщик Михаэль Штурмингер показал себя мастером камерного жанра. Опера-триллер с видениями (Лоэнгрин появляется в образе мальчика, Эльза душит его в финале подушкой) и раздвоением личности (героиня порой говорит за бывшего мужа, в этот момент она надевает черную шапочку) -- это жесткий жанр, требующей особой точности. Тем большего ждут от следующей работы Штурмингера в Зальцбурге -- неожиданно объявили, что к июлю он подготовит новую версию визитной карточки летнего фестиваля, идущего под открытым небом "Имярека" Гуго фон Гофмансталя.