Войти в почту

Уроки патриотизма: можно ли Штольца сделать Обломовым

Всю страну всколыхнуло заявление сенатора Елены Мизулиной о том, что в рамках патриотического воспитания школьников нельзя поднимать вопросы коррупции.Что такое патриотизм, стоит ли любить Родину при наличии в ней воровства, и можно ли привить любовь к стране введением специальных уроков, обсудили в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» участники круглого стола 50 ОТТЕНКОВ СВЕТЛОГО Начали от печки, то есть с попытки дать определение предмету разговора: — Я солидарен с Википедией: патриотизм — это любовь к родине, готовность пожертвовать собой ради нее, соотнесение себя со своим народом, — сразу взял академический тон Антон Алексеев, директор ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1241». — Ну, и как в песне, с которой мы все выросли — то, что в любых испытаниях у нас никому не отнять. Литературный критик и педагог школы 2101 Ксения Молдавская подошла к вопросу практически: — Мы с подругой практикуем патриотизм довольно часто, по выходным. Садимся утречком в машину, и едем куда-нибудь — за молоком в Медынь или за самой вкусной выпечкой в Звенигород, или во Фленово на Теремок посмотреть... Мы едем, смотрим в окно, нам красиво, потом гуляем, покупаем продукты местного производства. Мне кажется, что это тоже патриотизм, только практический, тоже выражающий любовь к родине и ее поддержку. Сергей Поляков, руководитель Центра социально-политических исследований и программ, считает, что россияне запутались в определениях: — Мне кажется, мы последнее время стали часто путать любовь к Родине и патриотизм с лояльностью к режиму и непротивлением всему, что происходит в стране. Мы очень боимся, что наши дети узнают о коррупции в России и будут немножко меньше Родину любить. И еще. Совсем недавно, после присоединения Крыма подавляющее большинство наших сограждан в едином порыве — практически по одному из классических определений патриотизма — сказали этому «Да» и выразили готовность затянуть пояса ради этого патриотизма. Но потом выяснилось, что в верхах отнюдь не все готовы их затягивать. И у людей возникло ощущение обманутости: мы готовы были ради любви к Родине пожертвовать очень многим, в том числе и своим уровнем жизни, а некоторые товарищи, которые называют себя политической элитой, совсем наоборот. Понятно, что мы говорим о воспитании детей в школах, но воспитание не может быть в отрыве от того, что происходит в стране. У ВОЙНЫ НЕ ДЕТСКОЕ ЛИЦО О недопустимости двойных стандартов в воспитании напомнил и Антон Алексеев, который не только директорствует, но и преподает школьникам историю: — Мы довольно долго гордились своей историей и страной. Потом выяснили, что все белое совсем не белое, а… всякое, и назвали это «плюрализмом мнений». Весь конец 80-х и 90-е годы прошли под знаком этого понятия. И мы — где-то боясь, где-то не умея разобраться в каких-то вещах — прикрывались словами о том, что ребенок должен сам делать выводы, рассказывали на страницах одних и тех же учебников о предателях и героях, не давая оценки ни тем, ни другим. В итоге мы сформировали целое поколение, не знающее, что такое хорошо, а что плохо, что правильно и неправильно, что есть зло и добро. Мне кажется, надо для начала определиться с этим, создать ту печку, от которой дальше и плясать, строить дальше наше отношение к тому, что происходит. — Тут, кстати, могут быть довольно тонкие моменты, — решила повернуть разговор в чуть иную плоскость Ксения Молдавская. — Я несколько лет назад была на конференции в красивом городе Нижний Тагил, в тамошнем педагогическом институте. С педагогикой у них все отлично, но вот патриотическая работа привела меня в ужас. Во-первых, нас встречали девочки-студентки, все одетые в военную форму Второй мировой, то есть сразу становилось понятно, что под патриотизмом нижнетагильский пединститут понимает исключительно его военный аспект. А во-вторых, они упирали на то, что детей надо воспитывать на подвиге пионеров-героев. А подвиг пионеров-героев — это на самом деле страшная вещь. Все они попали в чудовищные обстоятельства, в которых в нормальной жизни ребенок оказаться не должен, в нормальной жизни у ребенка должны быть нормальные ориентиры. Не надо замыкаться только на военной истории, надо давать примеры мирного времени. Скажем, люди усыновляют детей — вот патриотизм, люди хорошо делают свою работу — это тоже патриотизм, люди честны, просто честны там, где быть честными трудно. И это тоже он. Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, объяснил военный перекос в воспитании патриотизма вполне логично: где еще найти столько ярких примеров массового героизма, самоотдачи и служения интересам общества? — Потом был пример Гагарина, пример наших ученых, совершавших настоящие перевороты в науке, — продолжает он. — А потом… Начиная с 1991 года мы не получили никаких столь же глобальных примером, так как задача была другая — сформировать общество потребителей. Мы ее выполнили. В итоге сейчас молодежь недоумевает, зачем было вступать добровольцем в ополчение — это же не рационально, они ведь все равно не могли нормально воевать с немцами. И совершенно не может понять, что люди просто не могли иначе. Да, ополченцы практически своими телами закрыли Москву, 90% из них погибли, но они сдержали натиск фашистов, дали возможность подойти нашим дивизиям. Они не задавались вопросом «Зачем?», они так понимали свой долг. Когда я надевал погоны, меня учили: ты защищаешь свой дом, родителей, близких. Для солдата война начинается с того момента, когда рядом убивают твоего товарища, с которым ты служил, ел, разговаривал... С этого начинается патриотизм. Нельзя защищать воздух. ПОРА СОЗИДАТЬ Антон Алексеев считает, что такая логика уже вряд ли сработает массово — слишком прагматичными мы стали: — Наш патриотизм очень иррационален: биться до последней капли крови, не щадить живота… Крайне сложно в рамках иррационального патриотизма воспитать детей, живущих в рациональный век. Фактически мы сегодня должны прививать любовь к Обломову тем, кто завтра станет Штольцами. Что касается примеров мирных… Коль скоро мы все живем в этом городе и находимся в редакции «Вечерней Москвы», могу сказать, что мне как столичному педагогу есть чем гордиться. Эта система сейчас вбирает в себя все то передовое, что только есть сегодня. В общем, можно и нужно гордиться сегодняшним днем. Здесь нет войны, но есть созидание. А вот специальные уроки, считает он, погоды не сделают: — В школе достаточно предметов, которые не содержат в названии слова «патриотизм», но учат ему. Вся литература, вся история… Педагогу просто нужно добросовестно делать свое дело, понимая, что его предмет — это не про рациональность, а именно про то, что у нас есть родина, есть история. Отталкиваться от дня нынешнего предложил и Сергей Поляков, чьи дети часто ставят папу в тупик «патриотическими» вопросами: — Меня дети периодически спрашивают: «Пап, а что у нас самое лучшее? Вот у французов это сыр, а у нас?..». И я не знаю, что им отвечать. Говорить детям про водку не хочется, космические корабли у нас уже не лучшие, да и балет подотстал. Вот если бы мы действительно могли сделать чтото лучше, чем другие страны и народы, что-нибудь простое, банальное и бытовое, может, это и вызывало бы в детях чувство гордости за страну. Говорить ребенку о далеком ядерном реакторе бессмысленно, нужно что-то, что он может потрогать, какая-нибудь шоколадка, то, что востребовано в обществе потребления. Но этого, к сожалению, нет. А Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве, вообще не понимает, зачем что-то придумывать, ведь речь идет об абсолютно природном чувстве: — Я не верю, что детям надо специально такие вещи преподносить. Не надо воспринимать их как недоумков. Ведь тут совершенно понятная история. Я любил своих папу и маму не потому, что они самые знаменитые, а потому, что я для них был самый главный. Это естественно — любить место, где живешь, язык, на котором говоришь, и нужны специальные усилия, чтобы это испортить. Основное ощущение ребенка от своей страны, города, семьи должно быть такое: его любят, это родное место, его здесь не унижают, ему не врут и т.д. А если на улице или на кухне будет происходить одно, а в классе учитель будет периодически вещать: «Сейчас я вас буду учить патриотизму», ничего хорошего не выйдет. Совершенно не обязательно быть лучше всех в области балета. Главное, чтобы было вот это нормальное, комфортное, открытое ощущение. И конечно, чтобы он видел и свои перспективы, востребованность и нужность своей стране. Главное справедливость, нормальная жизнь и достоинство. И не надо думать, что все наши взрослые проблемы решит внедрение в школе очередного предмета или бумажной директивы. Недавно ко мне обратился очень хороший человек, который вел поисковую военную работу. Хочу, говорит, поехать с ребятами в поисковую экспедицию, ребята не богатые, родители проезд осилят, а с большим не получится, можно ли как-то помочь? Я обрадовался, так как вспомнил, что на программу по патриотическому воспитанию выделялись какие-то деньги… Обращаюсь к чиновникам, а мне все в один голос: «Вы что, у нас все уже расписано, у нас конференции, методические пособия, разработки…». Если мы будем вот таким способом развивать патриотизм, тратя деньги на методички, ничего у нас не получится. Не такими примитивными путями решаются такие серьезные вопросы. ЦИТАТА Екатерина II, российская Императрица: Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений. ЦИФРА 1 660 000 000 рублей выделено на реализацию пятилетней программы патриотического воспитания россиян. Она будет ориентирована на все возрастные группы, но приоритет отдан детям и молодежи. КСТАТИ Мэрия Москвы объявила о старте конкурса креативных идей в области патриотизма. Он пройдет среди студентов. Три самых лучших проекта реализуют общественники и департамент нацполитики. Кроме того, планируется провести семинар с лидерами студенческих движений, на котором обговорят организацию работы по воспитанию патриотизма. Также столичные студенты, преподаватели и политологи обсудят предстоящие выборы президента РФ, которые пройдут в 2018-м. ЕСТЬ МНЕНИЕ ЗА Нужно научить любить народ Колонка руководителя рабочей группы по разработке законопроекта «О патриотическом воспитании в РФ» Виктора Водолацкого Потребность в законе «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» назрела уже давно. Я считаю, что наше общество в нем сильно нуждается. Сейчас система патриотического воспитания в школе и детских садах практически полностью отсутствует. Многие наши учебники написаны по устаревшим канонам, где некоторые важнейшие события, в которых русский народ проявил свое мужество и доблесть, искажены, представлены не в лучшем виде. Последние социологические опросы на эту тему показали, что сегодняшняя молодежь руководствуется тем, что пишут в интернете источники, которые сложно назвать достоверными (далее...). ПРОТИВ Просто знать свою историю Колонка научного руководителя государственного архива Российской Федерации Сергея Мироненко Я глубоко убежден в том, что патриотизм нужно воспитывать на любви к отечественной истории, на знании того места и края, где ты родился и живешь. И в этом смысле патриотизм в человеке лучше всего воспитает краеведение, то есть полное изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений. В свое время существовал такой заезженный советский тезис — «Люби и знай свой край». А все эти военно-патриотические уроки, тем более военные игры, с моей точки зрения являются проявлениями псевдопатриотизма (далее...).

Уроки патриотизма: можно ли Штольца сделать Обломовым
© Вечерняя Москва