Kiss: легендарный Пол Стэнли о магии, блефе и эпохе героев
Американские мастодонты Kiss прославились не только своим эксцентричным сценическим имиджем и хитами, в которых глэм-, шок- и хард-рок образуют гремучую смесь. Они окутали себя паутиной реальных историй, больше похожих на мифы, каждая из которых может стать основой для приключенческого или треш-романа. Сложно припомнить, под чьим еще музыкальным брендом выходили елочные игрушки, мотоциклы и даже гробы (в таком, например, был похоронен гитарист-виртуоз и один из основателей групп Pantera, Damageplan Даймбэг Даррелл). Они стали героями фильмов и комиксов, причем, в первой анимационной книге к краске, которой были нарисованы персонажи, примешали кровь артистов. О необычных фактах из славной истории группы можно говорить бесконечно. На повестке дня — европейский тур. «МК» связался с Полом Стэнли, который вместе с Джином Симмонсом основал команду. Ее лидер рассуждает о том, как изменилась музыкальная эпоха, почему идеология важнее эпатажа и чего не хватает молодым исполнителям. - Пол, какие впечатления у вас остались от предыдущего визита в Россию в 2008 году? - Я вспоминаю 1970-е, когда все только начиналось... Тогда в СССР было противозаконно даже иметь у себя дома альбом Kiss. Это было секретное сокровище для фанатов. Я встречал людей, которые рассказывали мне об этом, и когда мы приехали в Россию в 2008, увидел, насколько все изменилось: рок-н-ролл победил, из небольшого направления музыкального искусства он превратился в полноценную, самобытную культуру, был признан таковой. Это очень ценно - видеть, с какой любовью публика воспринимает нашу музыку, как нас встречают старые и новые поклонники, как их много. Из взаимодействия артиста с аудиторией и рождается то самое волшебство. Все это показывает, что мир изменился. И мне нравятся эти перемены. - Говоря о пополнении в рядах поклонников, многие сегодня приходят на ваши концерты семьями, со своими детьми. Как, по-вашему, музыка Kiss влияет на подрастающее поколение? - Неважно, сколько человеку лет. Мы всегда называли то, что делали, музыкой свободы личности, созданной для людей, которые ищут себя и готовы в любой ситуации отстаивать свою индивидуальность. Эта идея — магический элемент, который и делает творчество Kiss особенным, открывает людям новый мир. Когда человек становится родителем, он хочет поделиться со своими детьми теми позитивными эмоциями, которые испытал сам, передать их. Есть очень много рок-групп, которые слушают люди только определенного возраста. Мы гордимся, что идем дальше, привлекаем слушателей абсолютно разных поколений. Так происходит потому, что наша музыка основывается на общечеловеческих ценностях, близких представителям всех возрастов, - это не преклонение перед группой, а осознание значимости каждой личности, самого себя. - История Kiss началась в совсем другую эпоху. Вы ощущаете, как изменилось время? - Если говорить о жизни в целом — очень сильно. Достаточно просто посмотреть хроники тех лет и сравнить их с тем, что мы сегодня видим на улицах. Мода и приоритеты изменились, скорость жизни увеличилась, но все это никак не повлияло на нас в творческом смысле. Как я уже сказал, мы поем о свободе личности и всегда пели об этом. У нас своя «вера», свои ориентиры, которые будут всегда близки людям, для которых важны эти темы. Они вечны, поэтому, наверное, мы столько лет продержались на сцене. - Связан ли с этой идеологией эксцентричный внешний вид команды, те образы, которые вы выбрали для себя еще много лет назад? - Мы нарочито использовали гиперболу: все, что вы видите снаружи — гипертрофированное изображение наших личностей, мы показываем всем своим внешним видом, какими чувствуем себя внутри. Даже в обычной жизни, подбирая прическу, одежду, макияж, люди стремятся выразить себя, показать себя настоящих, просто мы самовыражаемся более ярко, потому что мы артисты. Тем не менее все эти костюмы, грим — это не игра, не блеф, а реальное отражение внутреннего мира. - То есть вы никогда не стремились целенаправленно эпатировать публику? - Нет, абсолютно... Иногда лучший способ шокировать кого-то — просто быть собой. Мы никогда не думали: «Давайте выйдем на сцену и будем не такими, как все! Давайте пугать поклонников — это принесет нам успех!» Проблема в том, что такая схема может сработать только раз, максимум два. Если ты хочешь, чтобы твоя группа прожила долгую счастливую жизнь, хитрости и простых уловок недостаточно. Знаете, когда фокусник достает кролика из пустой шляпы, все аплодируют и удивляются, но если он будет повторять этот трюк из раза в раз, люди в зале начнут скучать и раздражаться. Чтобы интерес слушателей не пропадал, ты должен быть готов предложить им нечто большее, чем дешевые фокусы. - В 1978 каждый из участников группы выпустил по сольному альбому. Это тоже было связано с поиском себя, о котором вы говорите? - Не совсем. Это, скорее, было показателем тех настроений, которые тогда сильно тяготили команду. В коллективе чувствовалось напряжение, и мы надеялись, что, если каждый из нас выпустит по своей пластинке, это поможет снять напряжение и в итоге сплотит группу. Но это не стало ключом к решению проблем. В группе, как в браке, иногда возникает ощущение, что чувства исчерпали себя, и отношение друг к другу, к публике изменилось. Я убежден в том, что если ты не можешь уже относиться к своей аудитории с безусловным уважением, отдавать ей всего себя, нет смысла больше находиться на сцене. Поэтому в тот момент Kiss продолжили свой путь, но уже в другом составе. - Несмотря на все трудности и сложные времена, что помогло вам продолжать двигаться вперед, стать теми, кем вы являетесь сейчас? - Я никогда не врал себе. Я люблю то, что делаю, ценю, что у меня есть такая возможность, и при этом никогда не считал себя выше или лучше кого-то. Я воспринимаю как дар свыше то, что я могу создавать музыку и идти по своему пути. Я никогда не шел с собой на компромисс и стараюсь показать людям на личном примере, что они могут жить так же. - В последняя время у вас появилась добрая традиция — Kiss-круиз, в который вы отправляетесь ежегодно на несколько дней со своими поклонниками. Как проходят эти необычные встречи? - Я очень их люблю. Мы выступаем на корабле, ближе общаемся с публикой. При этом на борту собираются люди самых разных профессий, возрастов и национальностей. Они совершенно непохожи друг на друга, но в течение нескольких дней ты понимаешь, сколько у них на самом деле общего. Их объединяет, конечно, любовь к Kiss и ощущение внутренней свободы. Многие знакомятся во время таких круизов и потом продолжают общение. А мы будем продолжать эту историю и, надеюсь, расширять географию. - Сегодня многие скептики говорят о том, что эпоха героев в роке прошла. Что вы думаете на этот счет? - Вообще-то, мы все еще здесь (смеется) и никогда не чувствовали себя в лучшей форме. Мы ни над кем себя не превозносим, но четко осознаем, что делаем по-настоящему феноменальную музыку и сами уже стали феноменом. Чем дольше существует наша группа, тем сильнее она становится. - А вы видите талантливых ребят среди молодых артистов? - Способность действительно стать явлением на музыкальной сцене — это не история про талант или даже успех. Для меня показателем является долголетие. Группа может выпустить один или два неплохих альбома, а потом про нее все забудут. Меня восхищают те команды, которым удалось продержаться на плаву десятилетиями. Их очень мало. - Пол, у вас также есть и актерский опыт. Что дала вам эта история? - Она в очередной раз убедила меня в том, что никаких рамок не существует. Мы сами выстраиваем для себя границы. Все возможно, но только если ты готов работать над этим. Если ты думаешь, что все дастся тебе легко, ты просто дурак. Чтобы добиться по-настоящему больших целей, придется потрудиться. И мне пришлось заслужить все то, что есть у меня сейчас, но это точно того стоило. - Какие у вас сейчас амбиции? - Мы целиком и полностью сконцентрированы на европейском туре. Единственная цель — продолжать радовать людей своей музыкой, устраивать незабываемые шоу. Сегодня многие команды пытаются делать так называемые Kiss-шоу, но они никогда не будут настоящими Kiss.