К классическим сюжетам можно возвращаться постоянно

На сцене «Табакерки» — две пьесы Александра Островского. Одна в постановке Олега Табакова — «На всякого мудреца довольно простоты», вторая — в постановке его ученика Виталия Егорова — «На бойком месте».Сергей Безруков «вернулся» в Московский театр под руководством Олега Табакова, чтобы сыграть Глумова в легендарном спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Правда, вернулся пока на большом экране (в зале сцены «На Сухаревской» на экране показывают телеверсию спектакля совместно с каналом «Культура»). Об этом событии Сергей Безруков обмолвился 27 марта, на церемонии вручения премии Олега Табакова: — Столько репетировали, играли спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» (идет с 1997 года), но хочется еще играть и репетировать. Я был бы счастлив вновь играть этот спектакль, — заявил Сергей Безруков. Демонстрация телеверсии спектакля приурочена к 30-летию создания «Табакерки». Олег Павлович в тот юбилейный вечер заметил, что «он — режиссер лишь отчасти, режиссер в особых случаях, режиссер по необходимости или вдохновению». Пьеса Островского «На всякого мудреца довольно простоты» — любимая пьеса Табакова. Она была поставлена им не только на сцене своего театра, но еще в Финляндии и в Венгрии. Успех на Родине и в Европе — неизменный. Везде отмечали блестящую игру Сергея Безрукова и всего актерского ансамбля: Михаила Хомякова, Марины Зудиной, Евгения Киндинова, Виталия Егорова, Ольги БлокМиримской. А 10 апреля в «Табакерке» состоялась новая премьера по Островскому — «Бойкое место» Виталия Егорова. Это режиссерский дебют ученика Табакова. Главного героя Вукола Ермолаева Бессудного — хозяина постоялого двора «На бойком месте» играет заслуженный артист России Сергей Беляев. Один из первых учеников Табакова. Его персонажа еще несколько лет назад назвали бы прогрессивным словом «предприниматель». Кстати, «бойкий» по толковому словарю и есть «предприимчивый, ловкий, шустрый». Впрочем, у Островского «бойкий» употребляется исключительно в негативном смысле. Проницательный классик, проследовав от Твери до Нижнего Новгорода в 1856–1857 годах по заданию Морского министерства, обнаружил в глуши (помните грибоедовское: «В деревню, в глушь, в Саратов!») таких типов, что не дай бог встретиться с ними ночью. А поскольку Александр Островский написал комедию (отчасти для того, чтобы отойти от драмы — после «Грозы» и ряда статей критиков), то невольно создателям спектакля пришлось искать смешные моменты в этой страшной, жестокой, уголовной (причем сразу по нескольким статьям) дореволюционной истории. На необычную, в чем-то экстравагантную игру Сергея Беляева в этой постановке — очередь за билетами. Сергей Беляев играет торгаша, без совести, чести и правил морали. В придачу ужасного и лицом, и повадками. Он как зверь в берлоге — с неопрятной бородой, в тулупе. Этот «предприниматель» зарабатывает деньги на всем, вплоть до ночного грабежа и сводничества. На его постоялом дворе мужчины с деньгами могут развлечься и с простыми девушками, и даже с его собственной женой Евгенией (Анастасия Богатырева) и родной сестрой Аннушкой (Анастасия Чернышова). Не то чтобы он сутенер родственниц, но, скажем, закрывает глаза на их любовные приключения. А место — «бойкое место», предположительно в маленьком Ситкове на Волге, где бывал Островский и которое описал в своих «Дневниках», — красивое, но безобразно-порочное. В «Табакерке» еще одна премьера по классике — постановка первой редакции пьесы Горького «Васса Железнова» (режиссер Александр Марин). А в конце апреля — премьера спектакля Аллы Сигаловой по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Постановка названа «Катерина Ильвовна». В ролях — Ирина Пегова и Александр Горбатов. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Олег Табаков, основатель и художественный руководитель Московского театра Олега Табакова: - К классическим сюжетам я возвращаюсь и буду возвращаться столько, сколько мне отпущено жизнью. Есть в литературе, драматургии то, что я люблю больше, — вот и все мое объяснение. А также потребность и снова заглянуть в себя, и снова этими критериями себя измерить. Мне очень близки Александр Островский, Николай Гоголь. Близок Чехов.

К классическим сюжетам можно возвращаться постоянно
© Вечерняя Москва