Серебренников посвятит оперу "Гензель и Гретель" людям, которые ищут выход из бедности

КИГАЛИ, 7 апреля. /Спец. корр. ТАСС Первин Мамед-заде/. Опера "Гензель и Гретель", премьера которой состоится в октябре этого года в Штутгарте, будет посвящена бедности и людям, стремящимся найти из нее выход. Об этом режиссер-постановщик оперы, художественный руководитель "Гоголь- центра", российский режиссер театра и кино Кирилл Серебренников рассказал в интервью специальному корреспонденту ТАСС. Беседа с Серебренниковым состоялась в столице Руанды, где он вместе с коллегами из России и Германии в конце марта - начале апреля проводил съемки фильма, который станет частью сценического действия в рамках оперы. Штутгартская опера "У меня хорошие отношения со Штутгартской оперой, которая в 2016 году была названа в Германии "оперой года". Это уже вторая постановка, которую я для них делаю. Меня пригласил интендант Штутгартской оперы, замечательный режиссер и театральный деятель Йосси Веллер", - начал свой рассказ об истоках возникновения проекта Серебренников. "Несколько лет назад он предложил мне поставить оперу "Саломея" Рихарда Штрауса. Я сделал это, и получился достаточно успешный проект. Йосси предложил мне следующую работу, попросив меня сделать постановку знаменитой немецкой детской оперы Энгельберта Хумпердинка "Гензель и Гретель", которая по значимости похожа на наш "Щелкунчик" в период новогодних торжеств", - сказал он. Сюжетная линия и Руанда "Я предложил сделать историю не только про бедных немецких детей, потерявшихся в лесу, но и вообще - про бедность, про людей, которые ищут выход из бедности, хотят выбраться из нее, спастись. К тому же есть важная тема беженцев, которая постоянно всплывает в наших разговорах. И для Германии, и для России - это очень серьезная история", - отметил Серебренников. "Я предложил снять кино в Африке, в котором героями будут черный Гензель и черная Гретель. И они будут искать лучшей жизни в Европе. Это тот самый случай, когда странная, в чем-то безумная идея вызвала живой отклик, и вместо отказа я услышал: "Да, давай снимать". Осталось дело за малым - снять кино", - продолжил режиссер. "Понятно было, что оно не может быть просто иллюстрацией сказочного сюжета, началась огромная подготовительная работа, которую вела драматург Анн-Кристин Меке, вся Штутгартская опера во главе с Йосси Веллером и шефом-драматургом Серджио Морабито. И вот, мы в Кигали. Руанда была выбрана из-за того, что в этой стране относительно безопасно, кроме того, в Руанде есть Институт искусств, связанный с кино, а также имеются техника и оборудование, которые можно арендовать", - отметил Серебренников. Режиссер напомнил о геноциде в этой стране в 1994 году - массовых убийствах руандийских тутси местными хуту. "В нашем фильме есть "Хор 14 ангелов" - вот это будут души детей, замученных во время этой бойни. Тутси, спасаясь, уходили в заросли сахарного тростника, где их и настигали убийцы и зарубали мачете", - сказал он. "Снимали на днях эпизод как раз в таких зарослях. Для съемок фильма мы выбрали двух школьников из Руанды. И они, ничего не зная о сюжете оперы Хумпердинка, снимаются в ситуациях, похожих на те, что были в оригинальной немецкой сказке", - сообщил Серебренников. "После завершения работы в Кигали мы продолжим съемки в Штутгарте, - поделился планами режиссер. - По нашему сюжету дети засыпают в Африке и просыпаются в западном городе. И здесь, надо сказать, что руандийские дети, снимающиеся в нашей картине, не только никогда не были на Западе, но даже не выезжали за пределы Кигали, они впервые окажутся в другом мире, мы будем снимать их реакции, их ощущения". Соединение кино и оперы По словам Серебренникова, для него "такое соединение кино и оперы происходит впервые, что из этого выйдет, совершенно неизвестно". "Снимать фильм в Руанде я позвал Дениса Клеблеева, ученика Марины Разбежкиной. Он замечательный документалист, который много работает и преподает. Я специально выбрал его, потому что здесь нужна особая документальная манера съемки, - пояснил Серебренников. - Получится ли соединить подлинность, фактурность африканской жизни на экране и условность сказочной оперы, - мы узнаем только, когда все это соберется воедино". "К репетициям в Штутгарте я приступаю в начале сентября, сразу после премьеры "Маленьких трагедий" в "Гоголь-центре". А премьера оперы "Гензель и Гретель" состоится 22 октября 2017 года", - отметил он.