Хорошая компания: Чаплин, Шанель, Дисней и другие друзья Игоря Стравинского
Великий экспериментатор и революционер Игорь Стравинский известен не только своим вкладом в историю музыки ХХ века, но и кругом общения. Эмигрировав после Первой мировой войны в Европу, а после – в США, он попал в светские хроники, любоваться которыми можно бесконечно. В день 135-летия со дня рождения великого композитора m24.ru вспоминает фотографии его знаменитых друзей и истории, связанные с их дружбой. Уолт Дисней В 1939 году Игорь Стравинский посетил Студию Уолта Диснея в Голливуде. Здесь работали над "Фантазией", полуторачасовым анимационным фильмом, иллюстрирующим девять музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра Филадельфии – Бах, Бетховен, Чайковский, Дебюсси. Стравинский, будучи единственным живым автором саундтрека, решил посмотреть, как мультипликаторы интерпретируют музыку из его "Весны священной". Появление композитора застало студию врасплох. Дело было под Рождество, и все немножко ленились – как вспоминал позже один из мультипликаторов студии Вольфганг Райтерман, в момент появления Стравинского все работавшие над "Фантазией" стояли посреди комнаты, пили содовую, грызли снеки, болтали и смеялись. Кроме того – развлекались прокручиванием музыки из "Весны священной" задом наперед. Дисней был смущен, а Стравинский улыбнулся и заметил: "В обратном порядке тоже неплохо звучит", чем вызвал восторг у всех присутствующих. Джон Кеннеди 18 января 1962 года Джон и Жаклин Кеннеди дали званый обед в честь Игоря Стравинского в Белом доме. Композитор приехал на торжество со своей второй супругой Верой де Боссе (Судейкиной). Двумя днями ранее Стравинский был удостоен государственной награды США. На ужине присутствовали дирижер Леонард Бенстайн, композитор Николай Набоков, глава звукозаписывающей компании Columbia Records Годдард Лебенсон. Если верить данным книги Тамары Левиц "Стравинский и его мир", основным блюдом было филе ягненка. В конце вечера композитор – по русскому обычаю – обменялся с гостями поцелуями. Джон Кеннеди терпеливо ждал, пока Стравинский поцелует всех, после чего воскликнул: "Что насчет меня?" Поцеловал ли его Стравинский, история умалчивает. Впрочем, ему удалось воздать дань уважения к президенту уже после его смерти. В 1964 году он написал элегию в память о Джоне Кеннеди для баритона или меццо-сопрано и трех кларнетов. Послушать ее можно здесь. Коко Шанель Был ли у Стравинского роман с Габриель Шанель или нет – загадка. Стравинский и Шанель действительно были знакомы и появлялись в одной компании во время парижской эмиграции композитора, но любили ли они друг друга, неизвестно. Документальных подтверждений любовных отношений между революционерами в мире музыки и моды нет – ни писем, ни дневниковых записей. Единственный факт, известный достоверно, – в 1920 году Стравинский с детьми и первой женой Екатериной Носенко жил в доме Шанель по ее приглашению. Эта история легла в основу фильма "Коко Шанель и Игорь Стравинский" Яна Кунена (2009). Фильм начинается с премьеры балета "Весна священная" в театре Champs d'Elisee в 1913 году: публика в шоке от сшибающей с ног музыки Стравинского, языческой хореографии Вацлава Нижинского и варварских декораций Николая Рериха. Шанель присутствовала на премьере. В криках возмущенных зрителей, шиканье и топанье она услышала: перед ней – будущая легенда. Чарли Чаплин Чаплин был большим другом Стравинского, и они всегда находили общий язык – за исключением одного случая. Как Чаплин вспоминает в книге "Моя автобиография", однажды Стравинский приехал к нему в гости. За обедом композитор сказал Чаплину, что они должны сделать совместный фильм. Комик тут же загорелся идеей и начал набрасывать сюжет. "Это должна быть сюрреалистическая история про Иисуса", – решил он. Комик мысленно поместил Спасителя в декадентский ночной клуб, полный темных личностей и нервных бизнесменов. За каждым столиком сидит компания, символизирующая один из грехов, – жадность, гнев, зависть. Чаплин увлеченно рисовал Стравинскому сцену за сценой. Посетители клуба смотрят, как на сцене распинают Иисуса, жена одного из зрителей спрашивает, зачем люди ходят сюда, муж отвечает ей – отличное шоу, оно спасло это место от банкротства, кроме того, оно полезно тем, кто не ходит в церковь: здесь можно узнать историю христианства. И только один пьяница за столиком перед сценой плачет: "Смотрите, они же правда распинают его!". "Этот фильм показал бы, как циничен стал мир", – пишет Чаплин. Лицо Стравинского оставалось серьезным все это время, а когда Чаплин закончил, он сказал: "Это кощунственно!" Комик, только что плывший в облаках фантазии, упал на землю: "Как?.. Наверное, я не очень понятно выразился". Впрочем, несколько недель спустя композитор, обдумав слова Чаплина, написал ему, что готов приступать к фильму. Но тот уже остыл, и фильм про Иисуса так и не был снят.