Дети в сети: как защитить ребенка от интернет-угроз

Нет единого мнения о том, стоит ли ограничивать или, наоборот, поощрять стремление детей пользоваться интернетом. Сторонники запретительных мер убеждены, что сеть может вызвать вредную зависимость, полна нежелательной информации, от которой неокрепшее детское сознание не способно уберечься. Интернет в их понимании может вызвать проблемы при живом общении, стимулирует в ребенке стремление к замкнутому образу жизни. Другие полагают, что в сети детям доступно множество обучающих программ, и при грамотном родительском контроле технологии работают только во благо развития ребенка – если не слушается, не хочет общаться или ведет себя агрессивно, причина вовсе не том, что он много времени проводит в виртуальной реальности. Те и другие по-своему правы – в интернете детям и подросткам встречается множество возможностей и рисков. О том, как родители могут уберечь детей от интернет-угроз и стоит ли им учиться контролировать их поведение в сети, «МИР 24» рассказали эксперты. О чем говорит статистика Более половины детей и подростков в России хотя бы однажды сталкивались с интернет-угрозами. При этом они не ставили в известность своих родителей – об этом свидетельствуют данные опросов, проведенных Центром защиты детей от интернет-угроз. По данным «Лаборатории Касперского», больше половины детей в России (58%) скрывают свои нежелательные для родителей активности в сети. Некоторые родители замечают, что дети что-то скрывают, но крайне редко узнают, когда они утаивают что-то действительно серьезное. Так, почти в 92% случаях подростки успешно скрывают потенциально опасные активности, например, просмотр неподходящего по возрасту контента, общение с опасными незнакомцами или участие в онлайн-травле. При этом дети не только часто умалчивают о том, что делают в сети, но и принимают определенные меры, чтобы родители не узнали об этом. Так делает примерно каждый третий ребенок в России. Наиболее популярны следующие способы скрыть интернет-активность: – выход в сеть, пока родителей нет дома (18%); – установка на устройство пароля (16%); – удаление истории посещений в браузере (10%); Кроме того, 22% детей применяют средства, которые позволяют им заходить в сеть анонимно, а 14% – специальные программы, которые помогают скрыть используемые приложения. Но вовсе не означает, что дети чувствуют себя в сети полностью защищенными. Большинство несовершеннолетних участников опроса (73%) признались, что хотели бы больше разговаривать с родителями о киберугрозах. Специалист «Лаборатории Касперского» по детской интернет-безопасности Мария Наместникова рассказала, что кибербуллинг (травля) на сегодня – одна из самых актуальных угроз для детей и подростков наряду с секстингом (отправка сообщений эротического содержания, особенно содержащих снимки и видео) и онлайн-груммингом (попытки втереться в доверия к ребенку через онлайн-сервисы для дальнейшей его сексуальной эксплуатации). При этом оценить масштабы этих проблем сложно в том числе потому, что дети с неохотой рассказывают о таких случаях родителям. По данным организации, 26% родителей узнают о том, что их дети подвергались онлайн-травле значительно позже самого инцидента. Наместникова подчеркнула, что родителям необходимо знать о существовании компьютерных программам онлайн-безопасности для детей – они могут сообщить им о нежелательных действиях ребенка в сети, показать статистику его интернет-интересов, указать на потенциально-опасные группы в соцсетях, в которых состоит ребенок. В результате родители не только узнают больше о своем ребенке, но и получают информацию о его «болевых точках». Доверие и ограничение Воспитание ребенка в виртуальном мире – это долгий и последовательный процесс. Прежде чем общаться на темы виртуального поведения, родители должны понимать, какие интересы у ребенка есть в сети. Важно, чтобы между ними сложилось доверие – как в реальной, так и виртуальной жизни, полагает директор Центра защиты детей от интернет-угроз Владимир Рогов. По его словам, если ребенок много лет живет в соцсетях по своим правилам и порядкам, он уже не допустит в эту жизнь своих родителей. Поэтому им следует принимать полноценное участие в формировании виртуального поведения ребенка с момента, как только он появился в сети. «Родители должны понимать, что основа виртуального поведения – соблюдение сетевого этикета, культуры общения, недопущение конфликтов, избирательность интересов (тематик сообществ, виртуальных друзей), умение уходить от воздействий недоброжелателей и провокаций. При этом они должны быть примером поведения в соцсетях – тоже соблюдать сетевой этикет, состоять в позитивных сообществах, грамотно наполнять свои странички». Сегодня в большинстве соцсетей регистрация открыта с 14-летнего возраста, хотя уже с первого класса школы быть не во «В Контакте» считается немодным. Получается, что решение о доступе к сети детей и подростков 10-13 лет определяет не закон, а родители – от них зависит, будет ли у их ребенка доступ в сеть до наступления 14-летия. «Родителям следует знать, что они предоставляют ребенку особое право и одновременно несут ответственность за безопасность и развитие. Это право они могут ограничивать по своей воле», – говорит Рогов. Безопасность или удобство? Какой мессенджер выбрать На этапе знакомства с соцсетями родителям и детям следует договориться, что допуск в сеть возможен, если только она не будут мешать учебе школьника и при условии соблюдения правил виртуального поведения, выполнения семейных обязанностей и распорядка дня. Речь идет о детях старше 10 лет – минимум до пятого класса следует ограждать ребенка от сети полностью. Такое ограничение обусловлено тем, что первые школьные годы ребенок только входит в учебный процесс, принимает обязанности по дому – у него идет активный процесс развития, формирования личности и познания мира. При этом механизмы критического осмысления еще не сформированы, ребенок излишне доверчив – соцсети в этом возрасте могут нарушить формирование личности. Когда родители решат открыть ребенку соцсети, нужно преподнести это как одолжение и предупредить его о необходимости соблюдать культуру общения, не поддаваться провокациям и сообщать им обо всех угрозах и интернет-проблемах. Если его унижают одноклассники из-за отсутствия онлайн-жизни, он должен знать, что ответить, полагает Рогов. «Оговорите график пользования интернетом. К примеру, после школы ребенку следует сделать уроки, погулять во дворе, покормить домашних животных и только потом пользоваться гаджетами. Для младших школьников целесообразно ввести ограничение – пусть появляются онлайн не более чем час в день. Затем эту планку можно постепенно повышать. Также можно ввести систему бонусов – например, позволить початиться подольше в выходные или в вечернее время», – заключает он. Соцсети и режим дня О необходимости введения ограничений на пользование интернетом только при условии взаимного доверия говорит и директор центра «Счастливая семья» Ирина Корчагина: «Если подросток видит, что родителям нет до него дела, он начинает искать ответы на свои сложные вопросы в сети и рискует попасть в интернет-сообщества, опасные для жизни. Поэтому важно сохранить доверительные отношения с ребенком – сделать так, чтобы в первую очередь он обращался к маме или папе, если в жизни (реальной или виртуальной) его что-то беспокоит. Также важно, чтобы у ребенка был режим дня: когда прогулка, когда уроки, и точно так же – время посещения социальных сетей. Они им нужны, полностью запрещать их нельзя, но ограничивать время пользования нужно». Родители должны донести до ребенка, что ему не следует заводить сомнительные знакомства в сети, ведь за милой привлекательной аватаркой может скрываться опасный преступник, аферист или террорист, считает подростковый психолог Ульяна Иванова. По просьбе «МИР 24» она спросила школьников о том, правда ли, что они воспринимают сетевое общение как безобидную игру – все пятеро опрошенных ответили утвердительно. Иванова рассказала, что нередко дети и подростки, не имея опыта и знаний, как управлять своей агрессией и обидой, выражали свои чувства в комментариях и обсуждениях в соцсети, натравливая собеседников друг на друга и подогревая общую отрицательную атмосферу. Анонимность – это иллюзия Дети и подростки сами нередко становятся источниками интернет-угроз и правонарушений, потому что не всегда понимают, что анонимность в сети – это иллюзия, и любое действие в интернете навсегда оставляет свой след, полагает научный сотрудник лаборатории психотерапии и психологического консультирования Психологического института Российской академии образования Елена Лаврова. По ее словам, родителям следует повышать свою цифровую компетентность и самим следовать правилам, которые установили для своих детей – только так у них получится стать примером ответственного онлайн-пользователя. Родители должны объяснить своему ребенку, что любая личная информация, которую ребенок выкладывает в интернет, может быть использована другими пользователями против него, а также рассказать ему про средства защиты персональных данных, помочь установить настройки приватности на всех посещаемых страницах. Соцсети будущего Когда они заменят нам жизнь? «Для подростков сеть кажется зоной абсолютной свободы, поэтому в ней они могут переходить грань вежливого общения. Общаться об интернете детям и родителям нужно так же, как и на другие темы – с готовностью выслушать и не осуждать. Будет полезно пойти на курсы компьютерной грамотности вместе, это объединит вас общим занятием, и вы узнаете больше про поведение вашего ребенка в сети, а, возможно, и он сможет что-то посоветовать вам», – говорит Лаврова. По данным «Лаборатории Касперского», дети в последние годы значительно меньше стали интересоваться порнографией. Наибольшую популярность среди опасного контента приобрели сайты, посвященные алкоголю и наркотикам, а также самоубийствам. Первое место по количеству заходов занимают ресурсы для интернет-коммуникации (в основном это соцсети), на втором месте – игры, тройку замыкают сайты категории «алкоголь, табак, наркотические средства». Статистика облачного сервиса Kaspersky Security Network. Посещения различных интернет-ресурсов при включенном «Родительском контроле» в России. Усредненный показатель за 1 год (февраль 2016г – февраль 2017 г.) Алла Смирнова