«Мата Хари»: а наши-то играют лучше!
Поздним вечером во вторник,29 марта, на Первом канале завершился показ сериала «Мата Хари» - крупного международного кинопроекта. И, честно говоря, впервые за очень долгое время никаких «фе» сериалу говорить не хочется.Конечно, как и следовало ожидать, мнения зрительской аудитории разделились. Однако больше, мне кажется, критиковали увиденное уже по привычке, от внутренней потребности быть недовольным хоть чем-то. Во всяком случае, я себя не раз ловила на мысли о том, что смотрю что-то и с неким тщательно скрываемым злорадством жду ляпов. Ведь потом так сладко можно на этом оттоптаться… Да, наверное, и тут можно цепляться к чему-то. Например, к неким не то что ошибкам, а, скажем так, вольным прочтениям характеров и сути персонажей, имевших исторические прототипы. Так, скажем, господин Ладу был в жизни скорее не конченым мерзавцем, а честным малым, свято верившим в закон. Кстати, именно его образ вызвал наибольшие треволнения в среде недовольных зрителей. Но давайте признаем очевидное: никто из нас не знал его лично, большинство – так вообще впервые услышали это имя, а художник и режиссер все же имеет право не на искажение фактов, конечно, но на некий свой взгляд на обстоятельства. Меня, пожалуй, меньше всего впечатлили танцы Маты Хари – собственно, ее «фишка», часть распространяемой ей магии обаяния. Но, как справедливо возражали те, кого они вполне удовлетворили, эстетика танца в то время была иной. Так что с этой точки зрения спор кажется бесперспективным. Трудно представить, что в ближайшее время «перебьет» «Мату Хари» по набору безупречно «цепляющих» факторов. Вполне динамичный сюжет, без явных «клюкв», хоть и с упомянутыми допущениями, неоднозначные характеры героев – все идет в плюс. Но главное, конечно, это актерская игра. И это, мне кажется, половина успеха сериала. Блистательный Гуськов! Ну просто высшей пробы получился у него мерзавец! Вполне органичный, местами чуть масляный Маслов – он же Матвеев. Великолепная, блистательно-театральная, величественная в своей естественности Ксения Раппопорт. Кстати, если уж говорить об исторических прототипах, то сыгранная ей Элизабет Шрагмюллер едва ли не больше Маты Хари была бы достойна отдельного сериала… А как хороша Исакова? Играющая даже искрами глаз? Да пусть простят все не названные актеры, итог – общий: нас завлекали звучными иностранными именами, и приглашенные в сериал западные звезды были хороши, включая Ваину Джоканте, но наши их переиграли абсолютно - по всем статьям. Язык не повернется сказать, что ни были на уровне мировых звезд. Близко нет! Потому что – куда выше этого этого уровня. И если кто-то после этого скажет, что в сериалах играть не обязательно, даже не обсуждайте эту глупость. Нет, я не считаю, что нам показали лучший сериал года – возможно, впереди ждут еще сюрпризы. Но это – очень классная работа. Тот случай, когда ожидания не завершились разочарованием. При желании раскритиковать можно все, что угодно. Но желания такого нет. Поражает, пожалуй, лишь неровность сетки Первого: убогая «Гречанка», что никак не выходит из моей памяти, каким-то образом предшествовала «Мате», хотя это немыслимо: чертополох и куст породистых сортовых роз зрячий хозяин не будет растить ни при каких обстоятельствах. Итак, хорошо, что «Мата» случилась. Жаль, что закончилась. И знаете, совершенно детская мысль не дает покоя. Каким же классным получился этот продукт, собравший вместе представителей разных стран, как, оказывается, любопытно работать рядом – оказавшись вне политики, санкций, претензий… Эх…