"На крыше мира": франко-датский мультфильм о русском героизме
Многие процессы в окружающем мире взаимосвязаны. Не является исключением и косвенный источник вдохновения Реми Шайе. Для 49-летнего аниматора эта работа стала первым полнометражным фильмом, к созданию которого он шел долгие 18 лет. Сценарий Клер Паолетти попал ему в руки в 30-летнем возрасте, когда он заканчивал учебу в анимационной студии La Poudrière. А его первым полноценным опытом участия в крупном международном проекте стала "Тайна Келлс" (The Secret of Kells) Томма Мура, принесшая до той поры неизвестному за пределами своей страны ирландцу международную известность. Действие мультфильма разворачивается в 1892 году в Санкт-Петербурге, где девочка Саша из аристократической семьи Чернецких делает свои первые шаги в светской жизни северной столицы. Она больше не ребенок, но превращение в завидную невесту происходит крайне трудно: помимо конфликта чувств, связанного с переходным возрастом, каждый день ее жизни омрачен тревогой. Дело в том, что за несколько лет до этого ее дедушка, видный ученый-полярник, отправился в путешествие на Северный полюс и пропал без вести, что не могло не сказаться на репутации всего семейства, впавшего в некоторую немилость придворных кругов. Ей прочат в женихи надменного и холодного князя Томского, и это отнюдь не единственная отсылка к произведениям русской литературы - в Саше так и видится юная Наташа Ростова, а в Томском - его однофамилец из пушкинской "Пиковой дамы" с регалиями толстовского князя Болконского. Да и выбор фамилии для Саши, вполне может быть, не пустая прихоть авторов - история помнит видного советского этнографа Валерия Николаевича Чернецова, посвятившего свою жизнь изучению Ямала, а также народов, населявших Западную Сибирь - манси, хантов и самодийцев. Поражает то, как точно была воссоздана стилистика Петербурга последней четверти девятнадцатого века, его архитектурный ладшафт, столь знакомый нам по множеству произведений русской литературы жизненный уклад представителей высшего света этой поры. Удивляет кропотливо прорисованное убранство интерьеров, характерные вывески, образы грузных носильщиков, подпоясывавших рубаху кушаком, станционных смотрителей в шинелях, женщин и детей, торгующих снедью. А когда Саша приезжает в Вологду, чтобы оттуда отправиться в Архангельск и попробовать попасть на судно, идущее по Северному морскому пути, перед зрителями предстает типичный северный ландшафт с его особым типом деревянных изб, резными наличниками и характерной застройкой. Эту радость узнавания невозможно переоценить. Пастельная гамма фильма, уникальные изображения рассветов и закатов заставляют вспомнить знаменитые билибинские иллюстрации к народным сказкам - судя по всему, художники добросовестно ознакомились и с этим материалом. Судно, на котором Сашин дедушка ушел в плавание, называется "Давай" (Davaï), и даже этому обстоятельству можно найти несколько объяснений. В истории осталось воспоминание о "Фраме" ("Вперед" - в переводе с норвежского) - под его парусами плавал легендарный Руаль Амундсен, а потом и Отто Свердруп. И, словно бы в подтверждение такой догадки, мы видим, что Саша отправляется на поиски деда на корабле "Норвегия" (Norge) в компании капитана Лунда и его команды. От проникновенных уменьшительно-ласкательных вроде "ma Sachenka", "ma petite Sacha", изреченных дедом героини, сжимается сердце, и эта томительная тяжесть в груди не отпускает до последней минуты. Судя по концовке произведения, побывав несколько раз в России и даже проехавшись по Транссибу и обратно, Реми Шайе интуитивно сумел понять очень многое о нашей стране, за суетой зачастую сокрытое от нас самих.