Что покажут на фестивале венгерского кино в Москве
В развитие интереса к венгерскому кино очередной Фестиваль Cifra 3, который пройдет в российской столице с 29 марта по 2 апреля, представит публике три полнометражных художественных картины и один сборник короткометражек, а среди них - лучшую работу по версии Американской киноакадемии этого года в соответствующей номинации. Речь идет о короткометражке "Хор" (Mindenki; второе русскоязычное название, калькированное с англоязычной версии - "Пой") Криштофа Деака. Все произведения, представленные на суд зрителя, так или иначе осмысляют феномен истории и историзма в самых различных проявлениях. Венгрия, пережившая за непростой двадцатый век огромное количество потрясений и трансформаций, до неузнаваемости ее изменивших, - поистине уникальное государственное образование. Масштаб метаморфоз, произошедших за истекшее столетие, по-видимому, будет еще долго нуждаться в различного рода толкованиях - пестрых, как лоскутное одеяло. В литературном плане отечественный читатель может насладиться, например, видением прославленного писателя Петера Эстерхази, создавшего очень проникновенную хронику жизни страны через призму судьбы одного семейства, и произведение это получило поистине вневременное название - Harmonia Caelestis ("Небесная гармония"). Кинематографическую проекцию той же рефлексии как нельзя лучше демонстрирует фильм Ибойи Фекете "Мама и другие сумасшедшие родственники" (Anyám és Más Futóbolondok a Családból), единожды показанный в Москве прошлым летом в рамках ММКФ. Замечательная история, живописующая крутые повороты жизни престарелой женщины, которой на своем веку удалось повидать имперскую, националистическую, коммунистическую и современную Венгрию, благодаря ненавязчивому - правда, подчас весьма горькому - юмору помогает понять, каково венграм - жить с багажом несочетаемых и диаметрально противоположных идеологических устремлений своей родины. Кинороман "Семейное счастье" (Ernelláék Farkaséknál) режиссера Сабольча Хайду, высоко оцененный на Международном кинофестивале в Карловых Варах, повествует о том, обычно самом главном, что происходит после окончания любого значимого торжества или праздника - его послевкусии и осмыслении подуставшими хозяевами всех впечатлений и навеянных разговорами мыслей. Именно этим и занимается одна венгерская семейная пара - Фаркаш и Эстер. Как оказывается, вопрос о воспитании ребенка - только повод для спора, который выносит на поверхность целый ряд экзистенциальных проблем, угрожающих потопить их утлый семейный ковчег. "Чистое сердце, или Киллеры на колесах" (Tiszta Szívvel) Атиллы Тилла умудрился собрать достаточно внушительное количество призов и номинаций. Главные герои этой социальной драмы - Золи и Барба, подростки с инвалидностью, проживающие в интернате. И вроде бы по меркам постсоциалистического общества, где интеграция людей с ограниченными возможностями имеет свои особенности и вполне ощутимые препятствия, дела обстоят достаточно неплохо. Однако абсолютная призрачность будущего и туманность смысла существования, крайне остро ощущаемая в переходном возрасте, заставляет задуматься о любом, практически любом выходе их экзистенциального тупика. И - отчасти по собственной воле, отчасти вопреки ей - Золи и Барба становятся участниками разного рода криминальных разборок, растворяющихся в откровенной комичности и сюрреализма происходящего. Отдельным гражданским подвигом можно назвать игру исполнителей главных ролей - помимо того, что они отнюдь не профессиональные актеры, и Золтан Феньвеши, и Адам Фекете страдают церебральным параличом. Короткометражное кино представлено, прежде всего, вышеупомянутым оскаровским лауреатом "Хор" (Mindenki) Криштофа Деака о девочке Жофи, мечтающей петь в хоре и по осуществлении своего желания с болью осознающей необходимость расставания с детскими иллюзиями. С одной стороны, ей действительно непросто принять мерила и стандарты взрослого мира, с другой - когда на кону почти что дело всей жизни, приходится призвать на помощь все внутренние силы, чтобы выйти из неравного боя победителем и не лишиться метафизической любви к искусству. Другие работы - участники Будапештского фестиваля короткометражного кино BuSho - наиболее выдающиеся венгерские произведения этого формата. Среди них: фантасмагория Арона Ференцика "Г-н Сабо" (Szabó úr) о человеке, потерявшем чувствительность и в одночасье превратившемся то ли в медицинский курьез, то ли в дышащего на ладан родственника, коллегу и соседа. "На проходе" (En Passant) Каты Олах рассказывает о юном шахматисте, чей успех может оказать решающее влияние на всю дальнейшую судьбу - и, несмотря на всю желанность предвкушаемой победы, к этому чувству примешивается странная тревога. Не только за себя - за других. "Индеец" (Indián) Балажа Шимони, вполне возможно, затронет струны души нескольких поколений наших сограждан, насмотревшихся в детстве фильмов о краснокожих и мечтавших стать гордыми предводителями этих отважных народов (харизма Гойко Митича здорово выручила немецкую студию DEFA, чья продукция очаровывала преимущественно неискушенных жителей стран Варшавского договора). И вот, юный Галамбош, в отличие от сотен тысяч единочаятелей, не стремится перерасти свои увлечения и с самозабвением отдается тому, чтобы сделать сказку долгожданной былью. Почетными гостями Фестиваля в этом году стали актер и сценарист Сабольч Туроци и директор международного фестиваля короткометражного кино BuSho Shorts Тамаш Габели.