Войти в почту

Состоялся финал драматургического конкурса «Действующие лица»

В 14-й раз конкурс русскоязычной драматургии «Действующие лица», который проводит театр «Школа современной пьесы», подвел итоги. За 14 лет он реально стал международным: в потоке пьес (в этом году их было 403) есть тексты из , , , , ... При поддержке Российской государственной библиотеки по искусству ежегодно выпускается сборник «Лучшие пьесы года», в котором публикуется топовая десятка.

Состоялся финал драматургического конкурса «Действующие лица»
© Московский Комсомолец

Финал весьма оригинален: он проводится в виде лаборатории «Класс молодой режиссуры», на которой режиссеры-дебютанты, выпускники и студенты различных театральных вузов , , Киева, представляют 15-минутные этюды на основе выбранных пьес. Главная интрига сохраняется до конца: кого из десяти худрук театра выберет победителем? Кто из этих ребят поставит спектакль в будущем сезоне на основе представленной заявки?

В этот день в театре царит небывалый ажиотаж. Носятся все как угорелые: артисты, занятые в этюдах, режиссеры, постановочная часть, для которой этот день — настоящий ад: каждый этюд идет в своей локации, зал трансформируется в течение пяти минут, зрители переходят из одного помещения в другое, руководствуясь программкой-гидом, регламентирующей эту стремительную «бродилку». Среди зрителей — критики, гости из Петербурга, из региональных театров (, , , ) и, конечно, бледные драматурги, для которых трактовка их текстов оказывается подчас шокирующей.

Иосиф Райхельгауз, худрук театра «Школа современной пьесы», основатель конкурса «Действующие лица»:

«С начала XX века в театре наступило время режиссеров. Драматург дает материал для спектакля, а режиссер имеет право делать с этим материалом все, что сочтет нужным».

Каждый этюд длится не более 15 минут: на мониторах установлен таймер, отсчитывающий секунды. Укладываются не все. Ведь за эти 15 минут участник конкурса должен раскрыть сюжет пьесы и внятно показать, на что он способен как режиссер.

Екатерина Кретова, арт-директор конкурса:

«В этом году отмечается столетие революции. Но этот факт не задел драматургов: их по-прежнему волнуют вечные темы — любовь, одиночество, поиск своего места в жизни, жажда счастья. И надо признать, что эти темы раскрываются довольно пессимистично».

Итак, кто и как боролся за победу?

Оксана Погребняк (ГИТИС, мастерская И.Л.Райхельгауза) с пьесой Олега Охотникова «Города одиночества». Рассказ об исчезнувшем молодом человеке в формате студенческой вечеринки.

(ГИТИС, мастерская И.Л.Райхельгауза) с пьесой Евгении Кокшаровой «Только хорошее, или Давай поженимся». Семейное примирение за столиком привокзального кафе под лозунгом «Будь самим собой».

(Театральный институт им. Б.Щукина, мастерская Ю.Н.Погребничко) с пьесой «Листовка». Вечер воспоминаний двух гениальных советских физиков в стиле соцреализма.

(Санкт-Петербург, ЛГИТМИК, мастерская С.Я.Спивака) с пьесой «В раю найдется место для каждого». Двое голых мужчин, прикрытых газетами, беседуют о смысле жизни после смерти.

Юлиана Лайкова (ГИТИС, мастерская Е.Б.Каменьковича и Д.А.Крымова) с пьесой Глеба Бородинского «Любовь к трем половинам». Диалоги о Чехове с элементами фарса и белой горячки.

Даниил Сарычев (Киев, Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И.К.Карпенко-Карого) с пьесой Павла «Случайные наблюдения». Кинохроника о равной бессмысленности войны и пацифизма.

(ГИТИС, мастерская О.Л.Кудряшова) с пьесой «Коля против всех». Психологический монолог о силе музыки и нереализованных амбициях.

(ГИТИС, мастерская С.В.Женовача) с пьесой Елены Коллеговой «Мышонок-суперсыщик». Сказка о мышах с масками и музыкой Генделя.

(ГИТИС, мастерская В.Р.Беляковича) с пьесой Евы Аракелян «Бадис-Бадис». История о том, как сбежать из маленького города, а также кадры из соцопроса с ответами людей на вопросы типа «что делать» и «кто виноват».

(Санкт-Петербург, ЛГИТМИК, мастерская А.А.Праудина) с пьесой Ольги Строкан «Просто так». Вполне традиционная история о встрече двух одиноких и несчастливых людей.

Обсуждение оказалось лаконичным и жестким: режиссеры да и драматурги услышали упреки в банальности тем и художественных приемов. Но в то же время и похвалу — за оригинальность того же самого. А главное, за желание писать пьесы и ставить спектакли.

Победителя Иосиф Райхельгауз объявил в кафе, после того как претенденты выпили по бокалу вина — чтобы радость была сильнее, а поражение не таким обидным:

«Дорогие, внимание! Я готов объявить победителя! Это этюд Олега Долина по пьесе Елены Коллеговой «Мышонок-суперсыщик». Ответом был громкий ликующий возглас — драматург и артисты, участвовавшие в показе, не стали сдерживать эмоции. И это был, конечно, сюрприз: впервые за историю конкурса победителем стал детский спектакль!