Ещё

Творчество против капусты. О «Евровидении», роке, классике и шоу «Голос» 

Творчество против капусты. О «Евровидении», роке, классике и шоу «Голос»
Фото: АиФ
Ему довелось учиться с худруком оркестра имени Александрова, работать вместе с дирижёром, который впервые собрал трёх теноров — Лючано Паваротти, и , помочь в создании легендарной телепередачи, где снялись , , и .
Всё это об известном челябинском композиторе, аранжировщике и дирижёре . На днях он отметил тройной юбилей: во-первых, ему исполнилось 65 лет, во-вторых, 45 лет творческой деятельности, в-третьих, десять лет он трудится на посту художественного руководителя челябинской филармонии.
Из булочной — в 
Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Вы были в юности суворовцем. Наверное, тяжело пришлось?
Владимир Ошеров: Не совсем суворовцем. Я учился в единственной в мире детской военно-музыкальной школе. Поступали туда после четвёртого класса, а учились семь лет. В детстве я жил в , ходил в музыкальную школу без особого энтузиазма. Меня отправили в . От области можно было выделить двух человек, а на место претендовали 20. Но в итоге после экзаменов я с ещё одним мальчиком набрал больше всего баллов.
Школа была удивительная, а люди там работали фантастические. Почти все преподаватели родились ещё в XIX веке. Ни о какой муштре или дедовщине не было и речи! Все помогали друг другу. Мы и сейчас постоянно переписываемся — в день рождения от одноклассников получил 254 поздравления! Если сейчас кому-то из них помощь понадобится, то встану и пешком в Москву пойду! Все ребята очень талантливые. Со мной в школе, кстати, учился .
— Тот самый худрук ансамбля имени Александрова, который недавно погиб?
— Да. Помню, среди нас он был самый маленький по росту. Мы его всегда оберегали. А много лет спустя он мне тоже помог, когда я решил вернуться из Израиля в .
Эмигрировал я в 1992 году, когда в стране была очень непростая ситуация. Мы с женой давно уже подали документы, но всё не решались: «Ехать — не ехать… » А окончательно на решение повлиял случай, когда вместе с певцом я выступал в тогдашнем . В ту пору были какие-то перебои с хлебом, а на рынке его продавали в пять раз дороже. И вот идём мы выступать, а тут хлебом торгуют. Леонид говорит: «Надо купить!» И как-то повлияло это на меня: что же такое, думаю, к концерту готовишься, а здесь надо ещё и хлеб где-то доставать! Вернулся из Свердловска и сказал жене: «Едем!»
— А почему вернулись? Тяжело ли было перестраиваться обратно на челябинскую жизнь?
— В Израиле я жил очень хорошо и возвращаться не планировал. Был директором музыкального колледжа, работал на телевидении, писал аранжировки. Вместе со всеми подработками зарабатывал до 10 тысяч долларов, много выше среднего показателя по стране. Но из-за возраста и жары начались проблемы с давлением. Сначала хотели переехать в , но в позднем возрасте трудно учить ещё один язык. Я позвонил Халилову. Он позвал меня в Москву. Предложил разные варианты, но в итоге я решил вернуться в . Возвращаться не боялся — человек после эмиграции вообще ничего не боится. В Израиле я на третий день уже играл в румынском ресторане. И в Челябинске заработки тоже постепенно восстановились, благо есть Интернет. Так что сейчас делаю аранжировки по заказам из разных городов и стран.
Бородину бы понравилось
— Верно ли, что одну из передач, в которой вы участвовали, взяли на Центральное телевидение и её озвучивал Юрий Яковлев?
— Не совсем так. Речь об идее телережиссёра Леонида Пивера, замечательного человека. (При образовании в четыре класса он пришёл на телевидение осветителем, а стал одним из самых прославленных режиссёров.) Передача называлась «Есть ли в вашей семье ?», шла по областному телевидению и состояла из трёх новелл. Я там отвечал за музыкальное сопровождение. Каждая сценка представляла собой детективную историю: инспектор, которого играл , раскрывал преступление. А другим надо было угадать, как он пришёл к своим выводам.
Передачу увидели в Москве, и Пивера пригласили на худсовет Центрального телевидения. Спросили: «Кого вы хотите из актёров?» Пивер руками замахал: «Да мало ли кого я хочу!» Те не отступают: «Называйте». Тогда он стал перечислять: «Хочу Евгения Евстигнеева на роль инспектора, Леонида Ярмольника, Михаила Светина, а закадровый текст чтобы читал Юрий Яковлев». На худсовете его выслушали и сказали: «Хорошо, завтра в 12 приходите на собеседование с этими актёрами». Представляете? Так и появилась передача «Игра в детектив».
— Вы автор многих аранжировок. А как относитесь к экспериментам, когда симфонические оркестры исполняют хиты поп— и рок-музыки?
— Ничего страшного в этом нет. Главное, насколько талантливо это сделано. Известный дирижёр Зубин Мета, с которым я сотрудничал в Израиле, два раза в год устраивает бесплатные концерты на улице, каждый из которых собирает по 150 тысяч человек. Там выступают и оркестр, и рок-группы, и джаз-банды, и барабанщики какие-то африканские! Это, между прочим, тот самый человек, который придумал концерт «Три тенора» и уговорил Пласидо Доминго и Хосе Каррераса петь вторым голосом! И этот человек никогда не боялся смешивания жанров.
— И сами вы не боитесь таких экспериментов?
— Я сейчас делаю по заказу Тюменского симфонического оркестра аранжировку одной из песен Трофима, которого я считаю замечательным поэтом. Также я делал рок-аранжировку знаменитой песни «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь». Её исполняли на открытии чемпионата по дзюдо в Челябинске. Правда, пришлось досочинить вокализ. Нашлись те, кто возмущался: «Да как он посмел досочинить !» А я считаю так: и самому Бородину моя аранжировка бы понравилась!
Понимаете, это если ты капусту на рынке продаёшь, то можно до самого конца сидеть и ничего не менять. А в творчестве так не получится. Как писал Куприн, «индюшачьего презрения к свободе человеческого духа нам не простят».
— Вы написали уже два мюзикла. Но есть мнение, что это жанр, что называется, не наш — больше американский. Вы согласны с этим?
— Нет жанров подходящих или неподходящих. Так можно говорить лишь о самом произведении. Мюзикл предполагает цельную музыку, тогда как в оперетте, например, больше диалогов. Первый мюзикл у меня был детский — «Тайна скрипичного ключа». В его основе спектакль «Тайна еловой шишки», который мы поставили в 1989 году. Идея принадлежала опять же Леониду Пиверу. Для своего времени спектакль уникальный: шёл во Дворце спорта «Юность», мы задействовали «Уральский диксиленд», фигуристов. Музыку придумали я и Валерий Ярушин из «Ариэля».
Потом появилась идея мюзикла «Кировка» — попытались представить, что получилось бы, если бы фигуры на известной пешеходной улице Челябинска ожили. Изначально это должен был быть балет, но потом мы поменяли жанр.
В пять лет про любовь?
— Как вы относитесь к шоу «Голос» и ему подобным?
— Само по себе это шоу и интересно, и полезно. Но что происходит с победителями дальше? Их ведь близко никто не подпускает к большой сцене! Дочь моего знакомого в Израиле выиграла песенный конкурс, так её на второй день позвали на телевидение, чуть ли не на третий на гастроли, и сейчас она дома практически не бывает! А у нас? Где сейчас Диана Гарипова, ? Почему их не видно, а по сцене 40 лет прыгают одни и те же клоуны? Вот это страшно!
Я также отрицательно отношусь ко многим детским конкурсам, где ребятишки поют взрослый репертуар, жеманничают… Их просто калечат! Многим по пять лет, а они про любовь поют! И ведь что поют? Зарубежные хиты и наши песни 1960-х годов, потому что современных хороших песен давно нет. Это видно и по отбору песен для «Евровидения».
— А вы одобряете выбор для «Евровидения»?
— Знаете, мне не нравится, что этот конкурс становится конкурсом исполнителей, а не песен. Почему мы там поём по-английски? Ведь многие участники принципиально поют только на родном языке. А мы, получается, избирательные патриоты: где-то рубашку на груди рвём, а где-то подражаем! И почему песни для нас пишет непонятно кто из ? В мире не так много стран с великой музыкальной культурой: это Россия, и . Неужели у нас не нашлось песенников? Песня на прошлом «Евровидении» — она разве что-то говорит о России? С таким же успехом она может быть из , , даже из  — откуда угодно!
И есть ещё один вопрос, на который, я знаю, не будет ответа. Кто выбирает, как, по каким критериям? Нам не ответят.
Досье
Владимир Ошеров. Родился в 1952 году в Запорожье. Окончил в 1970-м Военно-музыкальное училище в Москве, а в 1975 году — военно-дирижёрский факультет МГК имени Чайковского. Служба в армии. В Челябинск переехал в 1981 году. Был главным дирижёром челябин­ского гарнизона. С 2007-го — художественный руководитель Челябинской филармонии.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:
Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.
Просто попробуйте: в Швеции заговорили о людоедстве
Комментарии