Творчество против капусты. О «Евровидении», роке, классике и шоу «Голос»
Ему довелось учиться с худруком оркестра имени Александрова, работать вместе с дирижёром, который впервые собрал трёх теноров - Лючано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, помочь в создании легендарной телепередачи, где снялись Евгений Евстигнеев, Леонид Ярмольник, Михаил Светин и Юрий Яковлев. Всё это об известном челябинском композиторе, аранжировщике и дирижёре Владимире Ошерове. На днях он отметил тройной юбилей: во-первых, ему исполнилось 65 лет, во-вторых, 45 лет творческой деятельности, в-третьих, десять лет он трудится на посту художественного руководителя челябинской филармонии. Из булочной - в Израиль Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Вы были в юности суворовцем. Наверное, тяжело пришлось? Владимир Ошеров: Не совсем суворовцем. Я учился в единственной в мире детской военно-музыкальной школе. Поступали туда после четвёртого класса, а учились семь лет. В детстве я жил в Запорожье, ходил в музыкальную школу без особого энтузиазма. Меня отправили в Москву. От области можно было выделить двух человек, а на место претендовали 20. Но в итоге после экзаменов я с ещё одним мальчиком набрал больше всего баллов. Школа была удивительная, а люди там работали фантастические. Почти все преподаватели родились ещё в XIX веке. Ни о какой муштре или дедовщине не было и речи! Все помогали друг другу. Мы и сейчас постоянно переписываемся - в день рождения от одноклассников получил 254 поздравления! Если сейчас кому-то из них помощь понадобится, то встану и пешком в Москву пойду! Все ребята очень талантливые. Со мной в школе, кстати, учился Валерий Халилов. - Тот самый худрук ансамбля имени Александрова, который недавно погиб? - Да. Помню, среди нас он был самый маленький по росту. Мы его всегда оберегали. А много лет спустя он мне тоже помог, когда я решил вернуться из Израиля в Россию. Эмигрировал я в 1992 году, когда в стране была очень непростая ситуация. Мы с женой давно уже подали документы, но всё не решались: «Ехать - не ехать... » А окончательно на решение повлиял случай, когда вместе с певцом Леонидом Сметанниковым я выступал в тогдашнем Свердловске. В ту пору были какие-то перебои с хлебом, а на рынке его продавали в пять раз дороже. И вот идём мы выступать, а тут хлебом торгуют. Леонид говорит: «Надо купить!» И как-то повлияло это на меня: что же такое, думаю, к концерту готовишься, а здесь надо ещё и хлеб где-то доставать! Вернулся из Свердловска и сказал жене: «Едем!» - А почему вернулись? Тяжело ли было перестраиваться обратно на челябинскую жизнь? - В Израиле я жил очень хорошо и возвращаться не планировал. Был директором музыкального колледжа, работал на телевидении, писал аранжировки. Вместе со всеми подработками зарабатывал до 10 тысяч долларов, много выше среднего показателя по стране. Но из-за возраста и жары начались проблемы с давлением. Сначала хотели переехать в Канаду, но в позднем возрасте трудно учить ещё один язык. Я позвонил Халилову. Он позвал меня в Москву. Предложил разные варианты, но в итоге я решил вернуться в Челябинск. Возвращаться не боялся - человек после эмиграции вообще ничего не боится. В Израиле я на третий день уже играл в румынском ресторане. И в Челябинске заработки тоже постепенно восстановились, благо есть Интернет. Так что сейчас делаю аранжировки по заказам из разных городов и стран. Бородину бы понравилось - Верно ли, что одну из передач, в которой вы участвовали, взяли на Центральное телевидение и её озвучивал Юрий Яковлев? - Не совсем так. Речь об идее телережиссёра Леонида Пивера, замечательного человека. (При образовании в четыре класса он пришёл на телевидение осветителем, а стал одним из самых прославленных режиссёров.) Передача называлась «Есть ли в вашей семье Шерлок Холмс?», шла по областному телевидению и состояла из трёх новелл. Я там отвечал за музыкальное сопровождение. Каждая сценка представляла собой детективную историю: инспектор, которого играл Юрий Цапник, раскрывал преступление. А другим надо было угадать, как он пришёл к своим выводам. Передачу увидели в Москве, и Пивера пригласили на худсовет Центрального телевидения. Спросили: «Кого вы хотите из актёров?» Пивер руками замахал: «Да мало ли кого я хочу!» Те не отступают: «Называйте». Тогда он стал перечислять: «Хочу Евгения Евстигнеева на роль инспектора, Леонида Ярмольника, Михаила Светина, а закадровый текст чтобы читал Юрий Яковлев». На худсовете его выслушали и сказали: «Хорошо, завтра в 12 приходите на собеседование с этими актёрами». Представляете? Так и появилась передача «Игра в детектив». - Вы автор многих аранжировок. А как относитесь к экспериментам, когда симфонические оркестры исполняют хиты поп- и рок-музыки? - Ничего страшного в этом нет. Главное, насколько талантливо это сделано. Известный дирижёр Зубин Мета, с которым я сотрудничал в Израиле, два раза в год устраивает бесплатные концерты на улице, каждый из которых собирает по 150 тысяч человек. Там выступают и оркестр, и рок-группы, и джаз-банды, и барабанщики какие-то африканские! Это, между прочим, тот самый человек, который придумал концерт «Три тенора» и уговорил Пласидо Доминго и Хосе Каррераса петь вторым голосом! И этот человек никогда не боялся смешивания жанров. - И сами вы не боитесь таких экспериментов? - Я сейчас делаю по заказу Тюменского симфонического оркестра аранжировку одной из песен Трофима, которого я считаю замечательным поэтом. Также я делал рок-аранжировку знаменитой песни «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь». Её исполняли на открытии чемпионата по дзюдо в Челябинске. Правда, пришлось досочинить вокализ. Нашлись те, кто возмущался: «Да как он посмел досочинить Александра Бородина!» А я считаю так: и самому Бородину моя аранжировка бы понравилась! Понимаете, это если ты капусту на рынке продаёшь, то можно до самого конца сидеть и ничего не менять. А в творчестве так не получится. Как писал Куприн, «индюшачьего презрения к свободе человеческого духа нам не простят». - Вы написали уже два мюзикла. Но есть мнение, что это жанр, что называется, не наш - больше американский. Вы согласны с этим? - Нет жанров подходящих или неподходящих. Так можно говорить лишь о самом произведении. Мюзикл предполагает цельную музыку, тогда как в оперетте, например, больше диалогов. Первый мюзикл у меня был детский - «Тайна скрипичного ключа». В его основе спектакль «Тайна еловой шишки», который мы поставили в 1989 году. Идея принадлежала опять же Леониду Пиверу. Для своего времени спектакль уникальный: шёл во Дворце спорта «Юность», мы задействовали «Уральский диксиленд», фигуристов. Музыку придумали я и Валерий Ярушин из «Ариэля». Потом появилась идея мюзикла «Кировка» - попытались представить, что получилось бы, если бы фигуры на известной пешеходной улице Челябинска ожили. Изначально это должен был быть балет, но потом мы поменяли жанр. В пять лет про любовь? - Как вы относитесь к шоу «Голос» и ему подобным? - Само по себе это шоу и интересно, и полезно. Но что происходит с победителями дальше? Их ведь близко никто не подпускает к большой сцене! Дочь моего знакомого в Израиле выиграла песенный конкурс, так её на второй день позвали на телевидение, чуть ли не на третий на гастроли, и сейчас она дома практически не бывает! А у нас? Где сейчас Диана Гарипова, Сергей Волчков? Почему их не видно, а по сцене 40 лет прыгают одни и те же клоуны? Вот это страшно! Я также отрицательно отношусь ко многим детским конкурсам, где ребятишки поют взрослый репертуар, жеманничают... Их просто калечат! Многим по пять лет, а они про любовь поют! И ведь что поют? Зарубежные хиты и наши песни 1960-х годов, потому что современных хороших песен давно нет. Это видно и по отбору песен для «Евровидения». - А вы одобряете выбор Юлии Самойловой для «Евровидения»? - Знаете, мне не нравится, что этот конкурс становится конкурсом исполнителей, а не песен. Почему мы там поём по-английски? Ведь многие участники принципиально поют только на родном языке. А мы, получается, избирательные патриоты: где-то рубашку на груди рвём, а где-то подражаем! И почему песни для нас пишет непонятно кто из Греции? В мире не так много стран с великой музыкальной культурой: это Россия, Италия и Германия. Неужели у нас не нашлось песенников? Песня Сергея Лазарева на прошлом «Евровидении» - она разве что-то говорит о России? С таким же успехом она может быть из Люксембурга, Швейцарии, даже из Таиланда - откуда угодно! И есть ещё один вопрос, на который, я знаю, не будет ответа. Кто выбирает, как, по каким критериям? Нам не ответят. Досье Владимир Ошеров. Родился в 1952 году в Запорожье. Окончил в 1970-м Военно-музыкальное училище в Москве, а в 1975 году - военно-дирижёрский факультет МГК имени Чайковского. Служба в армии. В Челябинск переехал в 1981 году. Был главным дирижёром челябинского гарнизона. С 2007-го - художественный руководитель Челябинской филармонии. «АиФ-Челябинск» в социальных сетях: Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.