В свою главную «ночь» театры тряхнут революционной стариной

Москвичи ждут яркого и неформального праздника — «Ночи театров», старт которой будет дан на Московском культурном форуме 26 марта в канун Международного дня театра. «Ночи» так естественно влились в столичную жизнь, что без них уже и сезон — не сезон, поскольку все, подведомственные Департаменту культуры театры подходят к акции очень творчески: если несколько лет назад всё начиналось с экскурсий по закулисью, то теперь это, по сути, отдельные уникальные шоу, спектакли, встречи с артистами и режиссерами. И побывать на них — большая удача, второй раз такого не увидишь. Ну а заканчиваются иные мероприятия аж в три часа, под утро, — так что «Ночь» — самая что ни на есть настоящая! Пробежимся по площадкам (и помните о предварительной записи!). Начнем с детишек (понятно, их ждут совсем не ночью, время надо уточнять). Детский театр «Экспромт» приглашает на актерский мастер-класс, и параллельно покажут отрывки грядущей премьеры — «Снегурочки» по пьесе-сказке Островского. «Уголок дедушки Дурова», как всегда, щедр на разнообразную программу — это и квест-игра, и экскурсия в их собственном музее, и мини-спектакль с дрессированными животными. Оперные театры рады представить шикарные действа с уклоном в исторический контекст (собственно, это и есть фишка всей «Ночи—2017»): ведущие артисты «Стасика» дадут концерт в музыкальной гостиной из цикла «Столицы музыкальных империй»; «Геликон» свой изысканный вечер именном в зале княгини Шаховской посвящает Ростроповичу; «Новая Опера» к столетию революции даст очень стильный концерт «Русь моя, кто ты?». Как всегда, самая вкусная программа у театров драматических. В частности, «Сатира» проведет необычную экскурсию с демонстрацией макетов и эскизов к знаменитым спектаклям «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф». Галина Борисовна Волчек на малой сцене «Современника» обрадует всех творческим вечером. На «Таганке» (и к 100-летию Любимова, и к 100-летию революции) — показ телеверсии легендарных «Десяти дней, которые потрясли мир»; а также — спектакля «Петербург» по роману Андрея Белого. «Модерн» в девять вечера приглашает на вечер воспоминаний о народном артисте Алексее Петренко (приглашены композитор Владимир Дашкевич, артисты Валерий Баринов, Александр Пашутин, Лариса Гузеева etc.). Ну а главный энтузиаст театральной «Ночи» — «Школа современной пьесы» — вообще чего только не устроит: тут и зрительский клуб «Публика — умница» (с обсуждением премьеры «Рок-н-ролл на закате» с участием исполнительницы главной роли Татьяны Веденеевой); конечно, экскурсии; ну а сам Иосиф Райхельгауз в полночь традиционно проведет «открытую консультацию для желающих стать артистом и режиссером». О главных тенденциях грядущей «Ночи» нам рассказала Наталья Дрожникова, начальник Управления театров и концертных организаций Департамента культуры: — Наталья Викторовна, я вижу, что много мероприятий посвящены 100-летию революции... — Не столько даже столетию, сколько истории театра в этот период. Одни театры — ровесники революции, другие — помоложе, но все они прошли через важные вехи развития страны. И мы хотели увидеть эту историю — как строился советский театр, потом российский с переходом на современность. Теперь по поводу тенденций. Когда мы только начинали акции несколько лет назад, то, конечно, в основном, проводились экскурсии — по закулисью, по фойе. И, кстати, это оказалось очень востребовано у зрителя, поток желающих был стремительный. Поэтому сейчас экскурсии ушли в текущую, повседневную деятельность: например, «Уголок дедушки Дурова» или театр «Ромэн» проводят экскурсии регулярно, хочется эту историю возобновить в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко... — А сейчас какие акценты на «Ночи»? — Зрители имеют возможность увидеть открытые репетиции, остаться после спектакля для обсуждения увиденного — для неформальной встречи с постановочной группой, с ведущими артистами, — вот что сейчас актуально. Более того, многие театры придумывают специальные проекты — скажем, вытаскивают для зрителя то, что те не увидели в силу возраста: театр на Таганке дает запись спектакля «Десять дней, которые потрясли мир», или документальный фильм «Буду актером» показывает Мастерская Петра Фоменко — история будущих артистов (ныне зрелых мастеров) с момента их поступления в театральные вузы. — А теперь перейдем к главной площадке — к Манежу... — Действо в Манеже — наш эксклюзивный подарок зрителям, мы решили возобновить хорошую традицию — чтение стихов у памятников знаменитых поэтов в Москве. Но поскольку «Ночь» проходит еще не в теплое время года, мы решили эти памятники Маяковскому, Окуджаве, Ахматовой (фотографические двухметровые копии) поставить в Манеже. И вокруг них начнется часовая программа-читка из уст артистов Театра поэтов — берётся период революционных поэтов, поэтов Великой Отечественной войны, период шестидесятников, и завершается всё чтением стихов современных авторов (с участием популярных артистов московских театров, согласившихся почитать свои стихи). И до трех часов ночи на большой сцене Манежа пройдут эксклюзивные актуальные показы — например, театр Маяковского к своему 95-летнему юбилею готовил спектакль, который они снова покажут (в более насыщенном варианте), — вспомнят о Мейерхольде, Попове, Охлопкове... — Здорово, что люди готовы всё это видеть глубокой ночью. — Однако ночное время предполагает в какой-то степени релакс, спокойствие, поэтому в перерывах между сменами театров в Манеже будет живая музыка (так называемые лаунж-зоны с участием музыкальных групп из театра «Практика», «Гоголь-центра», Мастерской Фоменко). О самом начале действа я умышленно умолчу — это сюрприз, хореографическая прелюдия, сделанная режиссером Владимиром Панковым: юные прекрасные балерины в пачках и на пуантах, ветер, какие-то метания... интересное, захватывающее событие. А молодые артисты из «Школы драматического искусства» делают нам легкий конферанс через связующие речитативы от одного показа к другому. Главное, что наши «Ночи» очень интересны людям, ведь мы готовим их целый год, и уже есть задумки, что покажем на «Ночь—2018», но пусть это останется интригой...

В свою главную «ночь» театры тряхнут революционной стариной
© Московский Комсомолец